Литературно-художественный вечер.

Главная страница. Комментарии (1)   

литературно-художественный вечер

НЕИССЯКАЕМЫЙ ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНЬЯ

(Образ женщины в русской живописи и литературе)

 

Форма: литературно-художественный вечер

Цели: - содействие нравственному и эстетическому воспитанию школьников, развитие кругозора учащихся, формирование и поощрение интереса к литературе по искусству.

Возраст: учащиеся 9-11 классов.

Количество участников: 1-2 класса.

 СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ

 

Звучит музыка

 

 Вступление учителя:

В искусстве существуют вечные темы. Одной из них является тема женщины, тема материнства. У каждой эпохи свой идеал женщины, вся история человечества отражается в том, как люди видели женщину, какие мифы о ней творили.

         Женский характер всегда привлекал особое внимание художников. Созданные в портретном искусстве образы женщин несут в себе поэтический идеал в гармоническом единстве его душевных качеств и внешнего облика. По портретам мы можем судить как на внешность женщины, на ее душевный склад влияют общественные события, мода, литература, искусство и сама живопись.

 Не составляет исключения и Россия. 9 веков русского искусства - это 9 веков русской истории, смены поколений, систем правления; это 9 веков изменения привычек, обычаев, мировоззрения. Естественно, идеал женщины, женской красоты менялся в течение этого времени, что нашло отражение и в живописи.

 

Звучит музыка

 

 Ведущий:

В древней Руси не существовало светского искусства. Однако свой идеал женственности люди выражали в иконах, в образах Богородицы и святых.

 

На экране икона "Владимирская богоматерь"

 

Ведущий:

Одна из известных нам древнейших икон "Владимирская богоматерь", написана в XII веке. Это типичное произведение средневекового искусства. Сын тянется к матери, обнимает ее, вопрошает по-взрослому осмысленным взглядом. Мать отвечает спокойным наклоном головы, она прильнула к его щеке, но не смотрит на сына. Она смотрит на зрителя, как бы обращая его внимание на того, кого она боготворит своей любовью, но не в силах спасти.  

 

Чтец:

 


 Склоняся к юному Христу,

 Его Мария осенила,

 Любовь небесная затмила

 Ее земную красоту.

 А он, в прозрении глубоком,

 Уже вступая с миром в бой,

 Глядит вперед - и ясным оком

 Голгофу видит пред собой.

 


                                  (А.К.Толстой)

Ведущий:

 Истолковывая и дорисовывая образ Богородицы, люди выражали свои идеалы. К концу XYI-XYII века в России появляется светское искусство. В моду входят парсуны, которые внешне очень напоминают иконы, но на которых, как правило, изображаются реальные люди.

 

На экране портрет Екатерины Г .Мусикийского

 

Ведущий:

Петровская эпоха с ее реформами приносит обновление во все сферы жизни русского общества, в том числе и в искусство. Кстати, искусство переносит реформы достаточно легко. Традиционная система иконописи сдала свои позиции без боя, потому что она исчерпала себя как законченная форма живописи .На смену ей приходит портрет и иконописцы с легкостью становятся живописцами. 

И вот, к концу 18 века русская портретная живопись развилась поистине блистательно. Одной из главных тем здесь становится воспевание идеального образа женщины. Художник должен был, прежде всего, изображать женское очарованье, в чем бы оно не заключалось. Женщины на этих портретах кокетливы и обольстительны. В портретах художников-иностранцев в России дамы напоминают кукол: игриво улыбаются, жеманно наклоняют головку и очень этим похожи друг на друга. Но русские художники - Рокотов, Левицкий, Аргунов, а позже Боровиковский вносят в этот образец психологическое оживление, конкретность характера. В их портретах облик дам передает живую картину нравов, моды и вкусов эпохи женского всевластья, мы находим в них надменную красоту и нежную мечтательность, прихотливое кокетство и скромность, суровую замкнутость и душевное обаяние. Главное в жизни - властвовать в сердцах мужчин.

 

На экране слайд Ф. Рокотов "Портрет неизвестной в розовом платье"

 

Ведущий:

Это эпоха авантюрных биографий: Софии Потоцкой - гречанки, проданной в Стамбуле на базаре за гроши и купленной через 10 лет графом Потоцким у графа де Витта за 2 млн. злотых, племянниц всесильного князя Потемкина-Таврического, которым любвеобильный дядя дарит огромные состояния, прельщающие самых знатных женихов, Екатерины Орловой, вытеснившей императрицу из сердца своего мужа.

 

На экране Ф. Рокотов "Портрет А.П. Струйской"

 

Чтец:

 


Ты помнишь, как из тьмы былого,

 Едва закутана в атлас,

 С портрета Рокотова снова

 Смотрела Струйская на нас?

 Ее глаза как- два тумана,

 Полуулыбка, полуплач,

 Ее глаза - как два обмана,

 Покрытых мглою неудач.

 Соединенье двух загадок,

 Полувосторг, полуиспуг,

 Безумной нежности припадок,

 Предвосхищенье смертных мук.

 Когда потемки наступают

 И приближается гроза,

 Со дна души моей мерцают

 Ее прекрасные глаза.


 

 (Н.Заболоцкий)

 

Ведущий:

Особенно интересна судьба Александры Струйской. 18-ти лет от роду она была просватана за богатого, дикого и сумасбродного помещика, который славился своими странными причудами. К свадьбе Струйский готовился долго и торжественно. Известнейшему в те годы живописцу Федору Рокотову были заказаны парные портреты - Струйского и его невесты.

Вот и Струйская. Она была ангельски мила и приветлива. В отличие от многих известных красавиц своего времени - княгини Орловой, графини Санти, княгини Голициной красота Струйской несла в мир добро и любовь. Это притягивало и притягивает к ней всех.

 

Но не только известные красавицы и дамы высшего света привлекали внимание живописцев. Пример тому - "Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме" И. Аргунова.

 

На экране И. Аpгунов "Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме"

 

Ведущий:

В этом портрете прежде всего поражает подробность письма, которая не только не мешает, но и подчеркивает гармонию. Молочная белизна лица оттенена ржаным золотом шитья и приглушена красным цветом сарафана, кокошника, бус. Плавность основных линий, округленность формы отвечают мягкой поэтичности образа.      

 

Чтец:

 


...Есть женщины в русских селеньях

 С спокойною важностью лиц,

 С красивою силой в движеньях,

 С походкой, со взглядом цариц.

 

 Красавица, миру на диво,

 Румяна, стройна, высока,

 Во всякой одежде красива,

 Ко всякой работе ловка.

 


 (Н.Некрасов)

 

 

Ведущий:

В ряде портретов наряду с очарованием, поэтичностью мы видим в образах женщин величие и мудрость, возвышенность мыслей и чувств, о которых так любила распространяться в своих письмах философам Екатерина II.

 

На экpане Д. Левицкий «Поpтpет Екатеpины II виде законодательницы в храме богини Правосудия»

 

Ведущий:

В ее портретах, портретах Е. Дашковой, статс-дамы Трубецкой они изображены за письменным столом, занимающимися научными и государственными делами. Например, портрет Екатерины II Д.Левицкого.

 

На экране Д. Левицкий "Портрет Г.И. Алымовой"

 

Ведущий:

В систему воспитания дворянских девушек как обязательные входят занятия литературой, музыкой, живописью, танцами. Под влиянием идей французского Просвещения Екатерина II сама составила программу воспитания "идеальной дворянки". Портреты воспитанниц Смольного института благородных девиц кисти Д.Г.Левицкого как бы отражают эту педагогику. Художник изображает девушек в театрально-праздничной приподнятости. По этим портретам можно одновременно изучать и воспитательную систему, и характер каждой изображенной, и костюмы эпохи. Идеальное и жизненное сплетаются в один ряд.

 

Чтец:

 


Не нимфы ль богинь пред нами

 здесь предстали?

 Иль сами ангелы со небеси сошли

 Ко обиталищу меж смертных на земли,

 Что взоры и сердца всех зрителей

 питали.

 Как солнечны лучи, так взоры их

 сияют,

 С красой небесною краса сих нимф

 равна,

 С незлобием сердец невинность их

 явна,

 Конечно, божество они в себе

 являют...

 


 (А. Сумароков)        

 

Ведущий:

Так описал "смольнянок" поэт Сумароков, будучи свидетелем их прогулки в Летнем саду.

 В 90-е годы XYIII века в России распространилось стремление художников к героизации и возвышенному стилю в портретах, что диктовалось эстетическими нормами классицизма.

 

На экране Ф. Боровиковский "Портрет Великой княжны"

 

Классицизм предписывал при изображении женщин величественно скромную одежду греческих богинь. Ткани естественно облегали стан, поэтому легко было придать изящество позе. Подчеркнутая простота одежды давала художникам возможность уделить особое внимание пластическому совершенству шеи и рук. На портретах художника Ф. Боровиковского женщины уже не носят пышных обольстительных нарядов, а одеты в простые одеяния античных богинь. В самых его известных портретах М. Лопухиной и Е.Нарышкиной героини вполне соответствуют идеалу времени и в то же время неповторимы в своей красоте и обаянии.

 

На экране Ф. Боровиковский "Портрет Лопухиной"

 

Чередование самых противоречивых и тонких чувств у Лопухиной отражено нежной живописью, ее мягкой холодной и светлой гаммой. Это создает особую поэзию образа той, которая вдохновляла поэтов на стихи как при жизни, так и после смерти.

 

 

 

Чтец:

 


Она давно прошла - и нет уже тех глаз

 И той улыбки нет, что молча выражали

 Страданье - тень любви, и мысли - тень печали...

 Но красоту ее Боровиковский спас.

 Так часть души ее от нас не улетела

 И будет этот взгляд и прелесть тела

 К ней равнодушное потомство привлекать

 Уча его любить - страдать - прощать - молчать...

 


(Я.Полонский)         

 

 

 

На экране портерты О. Кипренского "Портрте С.С. Щербатовой", "Портрет М.А. Потоцкой, сестры ее С.А. Шуваловой и "эфиопянки"

 

Ведущий:

Романтизм - новая эпоха в женском портрете. Тонкие движения души, особая чувствительность, присущая новому идеалу женщин, выдвинутому творчеством Карамзина, Жуковского оказали большое влияние на Кипренского и других художников первой половины XIX века. Их портреты все больше отражают все характерные черты романтизма.

 

На экране О.Кипренский "Портрет Н.В. Кочубей"

 

Чтец:

 


Ее уж нет! Все было в ней прекрасно!

 И тайна в ней великая жила,

 Что юношу стремила самовластно

 На видный путь и чистые дела.

 Он чувствовал - возвышенные блага

 Есть на Земле! Есть целый мир труда

 И в нем надежд и помыслов отвага,

 И бытие привольное всегда!..


 

 (Н. Языков)

 

Ведущий:

В середине XIX века женские образы на портретах уже лишены возвышенности предыдущей эпохи. В портретах К.Брюллова, В.Гау и других художников прежних мечтательниц сменили кокетки. Внутренний мир как особая тема в женском портрете сходит на нет. По портретам этого времени мы можем изучать модные платья и шляпки. Женщины изображаются на фоне нарядных интерьеров своих дворцов, в прелестных парках, с любимыми собачками. В портретах подробно выписаны бархат, кружева, драгоценности и перья на шляпах. Часто художники самозабвенно выписывают дорогие ткани и меха, как бы забывая о самих персонажах, которые кажутся куклами.

 

На экране портреты К. Брюллова 

 

Ведущий:

В парадных портретах Брюллова изображены светские красавицы среди роскошной обстановки, в пышных нарядах. В их бледных красивых лицах - аристократическая надменность, уже нет простоты и сердечной отзывчивости, свойственной женщинам на портретах романтической эпохи.

 

На экране "Портрет графини Самойловой с приемной дочерью А. Паччини " К. Брюллова

 

Чтец:

 


Я весела средь говора и смеха

 В живом кругу знакомых и друзей.

 Я весела... и светского успеха

 Отраден блеск для гордости моей.

 Но в тайный час мечты уединенной,

 В раздумья час, в домашней тишине,

 И страх и скорбь встают в душе смятенной,

 И скорый путь на ум приходит мне...

 Улыбки им - всем чуждым, проходящим,

 Им всем - красно иль сладко говорящим,

 Улыбки им - в отплату и в ответ!...


 

 (Е.Ростопчина)

 

 

На экране В. Тропинин "Кружевница"

 

Ведущий:

В противовес таким портретам в русском искусстве 1 половины XIX века появляется новое движение "простонародного" женского портрета - сентиментального у Тропинина и поэтичного у Венецианова.

 

На экране А. Венецианов "Крестьянка с бабочками"

 

 Эти художники создают идеализированный образ женщины из народа, вслед за ними художники-передвижники создали нравственный образ женщины-труженицы.

 

Звучит музыка

 

Ведущий:

В начале XX века в искусстве появляются новые тенденции. Художники начинают искать новые формы в живописи. Некоторые художники ищут для себя идеалы в будущем, некоторые обращаются к прошлому. Женские образы теперь часто лишены простодушности, открытости. Характерна в этом отношении живопись Виктора Борисова-Мусатова. О воспринимает действительность через представление о зыбкой, неясной мечте. Очень часто его женские образы неотделимы от пейзажа.

 

На экране В. Борисов-Мусатов "Водоем"

 

 

Чтец:

"В водоеме в летний день отражаются небо и деревья. У воды тоскуют о чем-то печальноокие женщины. Одна сидит, другая стоит подле. Парк и небо опрокинулись в воде и застыли. И тихая гладь пруда, и мечтательные призраки женщин, и неподвижные деревья заворожены тайной бытия. Старый волшебник Время заколдовал все. Все женщины стали спящими царевнами. И никто живой не проникнет в заколдованный сад. Память о прежнем овеяла нежной сказкой реальные видения. И мнится, что и природа, и люди - застывший сон. Какой-то особенной жизнью тихого, почти небывалого спокойствия охватывает эта картина. Погруженные в созерцание своих видений, женщины Борисова-Мусатова словно не могут очнуться от сна."

 

На экране К. Сомов "Портрет дамы в голубом"

 

 

Ведущий:

У художника К. Сомова идеал красоты не был устремлен в будущее. "Дама в голубом" типична в этом отношении. Ее композиция аналогична парадным портретам 18 века. Внешняя атмосфера картины успокоите льна, даже несколько театральна, но с этой атмосферой как бы контрастирует лицо женщины - щемяще- тревожное, как бы даже тронутое болезнью. Кстати, это лицо соученицы Сомова по Академии художеств Е.М. Мартыновой, которая умерла через 4 года от чахотки.  

 

Чтец:

 


Твои глаза - как тихая вода в заре вечерней.

 Твоя душа - как светлая загадка той воды.

 Все в жизни в изменении, и каждый час - неверней.

 Твое прикосновение - как белый луч звезды.

 

 Мерцает лишь зарницами - далекий праздник грома

 Замедленные сумерки - лишь просветленный день.

 

Я долго был в изгнании - с тобой я вечно дома.

 Я видел много призраков - твоя отдельно тень.

 


 (К.Бальмонт)

 

 

На экране М. Врубель "Гадалка"

Чтец:

 


Нет, никогда моей, и ты ничьей не будешь.

 Так вот что так влекло сквозь бездну грустных лет,

 Сквозь бездну дней пустых, чье бремя не избудешь.

 Вот почему я - твой поклонник и поэт!

Здесь - страшная печать отверженности женской

 За прелесть дивную - постичь ее нет сил.

 Там - дикий сплав миров, где часть души вселенской

 Рыдает, исходя гармонией светил.

 Сама себе закон - летишь, летишь ты мимо,

 

К созвездиям иным, не ведая орбит,

 И этот мир тебе - лишь красный облак дыма,

 Где что-то жжет, поет, тревожит и горит!


 

(А.Блок)        

 

 

 

Ведущий:

Образу женщины у М. Врубеля присуща драгоценная хрупкость мечты, пожелавшей на краткий миг воплотиться в реальность. Вымышленное у него сплетается с действительным, духовное - материализуется, материальное - одухотворяется. В "Гадалке" выражено интимное лирическое начало. В сложнейших переливах тона и цвета, в ударах багрового и коричнево-черного орнамента слышатся какие-то глухие звенящие, завораживающие звучания, которые как бы передают вибрацию души женщины, ее тайну. Создавая определенное настроение вся живопись символизирует ее внутренний мир, пространство ее души.

 

Звучит музыка

 

Ведущий:

Представители русского авангарда в своем творчестве пытались отойти от традиционных правил живописи и искали часто совершенно новые формы.

 

На экране К.Малевич "Девушка с красным гребнем"

 

Ведущий:

Любопытна картина крупного русского авангардиста Казимира Малевича "Девушка с красным гребнем". Здесь художник не пишет, а будто бы лепит, воссоздает с помощью мелких спаянных мазков хрупкий и очень жесткий облик, в котором нет ничего сиюминутного, индивидуального, телесного. Женский образ Малевича неконкретен, универсален, но несмотря на это в картине чувствуется внутреннее напряжение и драматизм, а может быть, даже и трагизм.

 

Чтец:

 


Бабэоби пелись губы,

 Вээоми пелись взоры,

 Пиээо пелись брови,

 Лиэээй пелся облик,

 Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.

 Так на холсте каких-то соответствий

 Вне протяжения жило Лицо.


 

 (В.Хлебников)        

 

Ведущий:

Для многих художников женский образ ассоциировался с темой материнства.     

Чтец:


С какою нежностью покоит на руках

 Она свое дитя в задумчивом молчаньи!..

 На сомкнутых губах лежит печать страданья,

 И ласка тихая в опущенных глазах...

 С тревогою прижав дитя к груди своей,

 В его грядущее она глядит с тоскою,

 И хочет мать закрыть беспомощной рукою

 Свое дитя от слез, печали и скорбей...


 

 (Г.Галина)

 

 

На экране К. Петров-Водкин "Мать"

Ведущий:

Тема женственности и материнства занимает значительное место в творчестве одного из крупных и оригинальных художников начала 20 века - К.Петрова-Водкина. Картина "Мать" представляет собой завершенное, отлично скомпонованное произведение, в котором художник добился полного, свежего и поэтического раскрытия темы. Картина отличается особой ясностью и прозрачностью красок среди которых доминируют пылающе-красная и различные оттенки ультрамариново-синих. Это - гимн семейному счастью, радости и святости материнской любви. В этом живописном полотне Петров-Водкин преследует одну из основных целей - раскрыть средствами живописи сущность и красоту жизни во всех ее проявлениях. Это - возвышенный образ матери, непреходящий в своей душевной чистоте и нравственной силе. Молодая мать, прижимающая к себе спящего младенца, своим общим обликом, силуэтом напоминает мадонну.

 

Ведущий:

Образ женщины за 9 веков русского искусства претерпевал значительные изменения во внешнем облике. Но, по сути своей сохранил непреходящие вечные достоинства: материнство, нежность, красоту.

 

Звучит музыка

Открытое внеклассное мероприятие.

Главная страница. Комментарии (2)   

Открытое внеклассное

мероприятие 8 – 9 классы.

 

 

Подготовили: Пястолова М.В.,

классный руководитель 9

класса,

       Иванова Г.Г.,

                                               классный руководитель 8

                                               класса.

 

 

 

 

 

 

ТЕМА:  Религии  России.

 

ЦЕЛЬ:   Формирование  уважения  к  мировым  религиям  как  к  ценностям  культуры

Человечества.

ЗАДАЧИ:

-  Обобщить знания о религиях мира и России.

-  учить самостоятельной работе с источником информации.

-  формировать умение вести беседу.

-  расширять кругозор, словарный запас.

- воспитывать доброжелательность, милосердие, толерантность.

 

Виды деятельности: беседа, комментированное  чтение, устный рассказ  на  тему, работа с иллюстративным материалом, подготовка творческой беседы с членами семьи.

 

Основные понятия и термины: Христианство,  Ислам, Буддизм, Иудаизм.

 

Оборудование и материалы: мультимедийная установка, презентация.

Дополнительная подготовка: учащиеся 8 и 9 классов  получили задание  для ведения беседы во время мероприятия.

Ход   урока:

 

 - Добрый день, ребята и гости нашего мероприятия.

Сегодня мы поговорим о достаточно сложной, важной, но в тоже время интересной теме «Религии России».

(слайд 1) 

На Земле не существовало народа, который бы хоть в каком-то смысле не был религиозным, любая религия учит милосердию, терпению, уважению…  Культура любого народа имеет свои истоки в религии. Изучая истоки религии, мы изучаем культуру, становимся образованнее и добрее.

(слайд 2)

Итак,  цель нашего мероприятия: Формирование  уважения  к  мировым  религиям  как  к  ценностям  культуры человечества.

(слайд 3)

            задачи:

Обобщить знания о религиях мира и России.

-  учить самостоятельной работе с источником информации.

-  формировать умение вести беседу.

-  расширять кругозор, словарный запас.

- воспитывать доброжелательность, милосердие, толерантность.

(слайд 3)

Одной из древнейших форм культуры является религия. На уроках истории вы узнали, что религиозные представления людей зародились в глубокой древности. Как и религиозные обряды, они отличались большим разнообразием. Важной вехой в истории человечества стало появление мировых религий: буддизма, христианства, мусульманства. На определённой стадии развития религии возникает церковь. Церковь объединяет верующих одного вероисповедания.

Значительна роль религии и в наши дни. Что такое религия?

(размышления учащихся)

Сделаем вывод:

(слайд 4)

Религия - это мировоззрение, определяемое верой в существование высшей силы – Бога. В чём особенности религиозной веры? Это вера в существование Бога, как творца всего сущего, управителя всеми делами и поступками. Она включает в себя нормы морали, нравственности, которые объявлены происходящими от божественного откровения. Нарушение этих норм является грехом, оно осуждается и наказывается. Кроме того, религия предполагает веру в спасительную силу для души человека тех ритуальных действий, которые совершаются верующими людьми в соответствии с указаниями священных книг. 

 

  • Религия отражает историю народа, его традиции, образ жизни и культурное состояние.
  • В культуре и религии разных народов много общего и много различий.
  • У каждого народа – свой бытовой уклад, свои обычаи.
  • Религия не существует отдельно от культуры и от народа.

Каждый народ включает что-то из религии в свою традицию, а что-то из традиции привносит в религию

В современном мире существует многообразие верований, сект, церковных организаций. Это и различные формы политеизма, традиции которых идут от первобытных религий (веры в духов, поклонение растениям, животным). С ними соседствуют формы монотеизма. Здесь и национальные религии: иудаизм (Израиль), индуизм (Индия), конфуцианство,  даосизм (Китай)  и мировые религии, сформировавшиеся в эпоху возникновения империй и нашедшие себе приверженцев среди народов, говорящих на разных языках: буддизм, христианство, ислам.

А теперь подумайте,  какие религии самые распространенные на территории России? (учащиеся называют религии мира

слайд 5)

Россия всегда была глубоко религиозной страной. Её эмблемой испокон веков были маковки церквей.

        В конце X века (988 г.) по воле Киевского Великого князя Владимира на Руси было принято христианство в качестве государственной религии. Более тысячи лет на громадных российских просторах мирно уживаются десятки различных религий. Крупнейшими конфессиями являются: Христианство, Мусульманство, Буддизм, Иудаизм, католики и протестанты.

        На протяжении своей истории христианско-православная Россия всегда демонстрировала приверженность к мирному сосуществованию различных религиозных вероисповеданий.

(слайд 6)

       По данным департамента по делам общественных и религиозных объединений Министерством юстиции РФ на территории России зарегистрированы 16749 религиозных организаций, из них:

  • Христианство – 8897
  • Ислам – 3072
  • Буддизм – 167
  • Иудаизм – 114

(слайд 7)

     Учитывая многоконфессиональный характер российского общества, руководство Российской Православной Церкви признаёт справедливость конституционного принципа правового равенства религий, стремится и поддерживает  доброжелательные отношения с традиционно существующими в стране другими христианскими церквями, с мусульманскими, иудейскими, буддистскими религиозным объединениями.

            И вот пришло время дать слово обучающимся, которые подготовили рассказ о самых распространенных религиях России.

            А начнем мы разговор с той религии, которая на территории России менее многочисленна.

Это ИУДАИЗМ. О том, что заключается в истоках возникновения иудаизма расскажет _____________________________________________________________________________________

 

Иудаизм. (слайд 8)

 

Иудаизм выражается в вере в единого живого Бога, который на Синае дал Моисею Тору - Закон. Это важнейшая заповедь: верить в вездесущего Бога, Бога Авраама, Исаака и Иакова. Бог один для всех, в том числе, конечно, и для язычников. Он один, и нет других богов. Вера во всемогущего Бога Яхве составляет основу иудаизма как религии. В иудаизме впервые в истории религий монотеизм был провозглашен в качестве последовательного принципа.

Бог, по учению иудаизма, существовал до сотворения Им всего существующего и будет существовать всегда. Он вечен. Он суть всего в мире, Он - первый и последний, альфа и омега. Он, и только Он, - Творец, явивший Себя народу через Моисея, пророков и Свое Слово. Он создал Землю и все на ней и вне ее. Бог - есть Дух, Мысль и Слово.

(слайд 9)

Сильной стороной иудейского вероучения является разработка моральных заповедей, признанных во всём мире. Они выходят далеко за рамки религиозных постулатов и имеют общечеловеческое значение. Эти заповеди составляют известный декалог в переводе с греческого - десятисловиеБез следования им, жизнь цивилизованного общества не мыслима. Они основа основ отношений между людьми.

Например:
* почитай отца твоего и матерь твою;
*не убивай;

*не прелюбодействуй;
*не кради;
* не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего;
*не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего, не завидуй.

        Иудаизм, иудейство (греч. 8ουδαКσμМς, «еврейская религия», от имени Иуды, сына библейского патриарха Иакова; ивр. ЩФУХк, яhадут ) — религия еврейского народа, самая древняя (хотя и имеющая сейчас наименьшее число последователей) из трёх основных монотеистических религий.

Термин иудаизм впервые зафиксирован, как название религии после Вавилонского пленения в V в. до н. э.  

v Когда и где разродилась эта религия расскажет___________________________________

(слайд 10)

Из истории религии.

История древних евреев и процесс формирования их религии известны в основном по материалам Библии, точнее, ее наиболее древней части - Ветхого завета. Тщательный анализ библейских текстов и всей ветхозаветной традиции дает основание заключить, что в начале II тыс. до н. э. евреи, как и многие другие родственные им семитские племена Аравии и Палестины, были политеистами, т. е. верили в различных богов и духов, в существование души (полагая, что она материализуется в крови) и сравнительно легко включали в свой пантеон божеств других народов, особенно из числа завоеванных ими. Это не мешало тому, что в каждой более или менее крупной этнической общности был свой главный бог, к которому апеллировали в первую очередь. Видимо, Яхве был одним из такого рода божеств - покровителем и божественным предком одного из колен (родственных групп) иудейского народа.

Двадцатый век вошел в историю еврейского народа как век наиболее массового уничтожения. Холокост до сих пор является фактом центрального значения во всех взаимоотношениях евреев и неевреев. В середине века при попустительстве большинства правительств Европы и христианских лидеров было уничтожено более шести миллионов евреев, почти всё европейское еврейство, (треть всех евреев мира). Человечество содрогнулось. Шок от холокоста позволил более активно проводить агитацию за создание еврейского государства.

Когда 14 мая 1948 г. кончилось действие мандата над Палестиной, выданного Великобритании по окончании первой мировой войны, было провозглашено новое государство - Израиль. Оно является светским, однако религия играет в его жизни заметную роль. Суббота, например, общегосударственный выходной день: не работают магазины, общественный транспорт, государственные учреждения. Запись актов гражданского состояния производят в синагогах, по религиозным вопросам судит особый суд, религиозные партии верховодят в политике. Ортодоксальный иудаизм - религия Израиля, он управляет и многими аспектами личной жизни. Только ортодоксальным раввинам (и сефардам, и ашкенази) можно совершать обряды свадьбы, вести надзор за разводами и прочими аспектами жизни.

Первые сведения об иудеях на Руси относятся ко времени захвата Хазарского каганата Святославом. Иудейские общины на Руси практически не действовали, некоторыми правами пользовались лишь крещеные евреи («выкресты»). В 17–18 вв. некоторые из них могли занимать высокие посты.

В 1776 иудеям было дано право иметь свою собственность и исповедовать свою веру.

В 1791 по указу Екатерины II для евреев была определена черта оседлости (Белоруссия и Новороссия). Собственно иудейские общины возникли в крупных городах не ранее 19 в. Стремясь добиться христианизации иудеев, российские власти предлагали им освобождение на три года от податей и списание недоимок. Во второй половине 19 в. лица, исповедовавшие иудейскую религию, были допущены в суд, адвокатуру, земства, на государственную службу. В начале 20 в. в России проживало около 5,2 млн. иудеев (4,13% всего населения). Временное правительство в 1917 отменило ограничения в их деятельности.

В годы советской власти большинство синагог было закрыто, раввины арестованы. Во время Великой Отечественной войны синагоги вновь открыли. Однако неприсоединение созданного в 1947 Израиля к социалистическому лагерю вызвало волну антииудаизма в СССР, которая несколько спала после 1964. В 1990 в перестроечной России был образован Всесоюзный совет еврейских религиозных общин.

В современной РФ иудаизм официально признан одной из четырех традиционных религий. В 2002 Конгресс еврейских религиозных организаций разработал «Основы социальной концепции иудаизма в России». В 2003 в РФ числилось около 200 общин ортодоксального и современного (прогрессивного) иудаизма.

v У каждой религии есть свои священные сооружения, книги и символы. Священные сооружения. Послушаем рассказ ___________________________________________о Синагоги.

(слайд 11)

СИНАГОГА, еврейский дом молитвы. Название происходит от греческого слова synagoge ("собрание") и соответствует еврейском слову "кнесет". Еврейское название синагоги — "бет ха-кнесет" ("дом собрания") или "бет ха-тефилла" ("дом молитвы"). Еврейский дом молитвы называют еще на идиш словом "шул" (от нем. Schule — "школа").

Для синагоги не предписано никаких определенных архитектурных форм. Это может быть скромное здание или даже комната в доме, используемом для других целей, и роскошное здание в любом архитектурном стиле. Непременные детали интерьера: помост ("альмемар" или "бима") и ковчег со свитками Торы. Другими традиционными деталями интерьера являются вечный огонь, изображение скрижалей завета (оба элемента располагаются над ковчегом) и два светильника. В ортодоксальных синагогах мужчины и женщины молятся отдельно; в некоторых синагогах для женщин предусмотрены отдельные галереи.

 

v Что такое Тора, каково философское учение иудеев и кто является хранителем  сообщит нам ______________________________________________________________________

Священные книги

(слайд 12)

Торa (ивр. кјХ№иёФ — тора, букв. «учение, закон»; в ашкеназском произношении — Тойро).

         Тора — Откровение, дарованное Всевышним Израилю через Моше, учителя нашего. Состоит из Письменного и Устного Учения. В более узком смысле — Пятикнижие Моше. Определения термина

Как правило, Торой называют Пятикнижие Моисеево (греч. πεντ¬τευχος) или Книги Моисеевы.

В самом Пятикнижии «Торой» часто называется отдельное предписание Бога отдельные заповеди или совокупность законов, относящихся к тому или иному предмету, например, «закон (Тора) всесожжения» «закон (Тора) о жертве повинности» и т. п.

Слово «Тора» также встречается в смысле поучения или родительского наставления.

Иногда Торой называют весь ТаНаХ.

Дальнейшее расширение значения произошло с различением Письменного Закона (Тора ше-би-хтав) и Устного Закона (Тора ше-бе-‘ал пе): встречающееся в Пятикнижии множественное число торот было интерпретировано как относящееся к этим двум сферам Божественного откровения, которые традиционно рассматриваются как данные Моисею на горе Синай.

В самом широком смысле Торой называют всю совокупность еврейского традиционного закона.

Термин Тора означает также учение — философскую, научную и т. п. систему (например, торат Кант — `теория, учение, философия Канта`; торат а-яхасут — `Теория Относительности`).

Так как текст Торы и её истинный смысл достаточно труден для понимания (в том числе даже для изучающих её людей), веками мудрецы пытались комментировать отдельные её положения. Некоторые комментаторы, например Раши, создали комментарии почти к каждому предложению Письменной Торы. По данным традиции, Моисей получил на горе Синай вместе с Письменной и устную Тору, которая раскрывает глубинный, скрытый смысл, дополняет Письменную и объясняет то, что там «недосказано». Хотя в Письменной Торе нет прямого подтверждения об устной Торе, в книге Шмот (Исход) сказано: «И написал Моисей все слова Господни…».

Из поколения в поколение Устная Тора передавалась лишь в виде устного предания, пока не была записана во II веке в виде Мишны, а позднее — в Гемаре, которые вместе составляют Талмуд.

Хранителем является РАВВИН.

v А ________________________завершит рассказ об иудаизме.

(слайд 13)

 В пределах современной территории Российского государства последователи иудаизма появились уже в период раннего средневековья.

         Численность исповедующих иудаизм сегодня в России точно определить достаточно трудно.  Ориентируясь на примерные оценки, можно предположить, что в настоящее время в России насчитывается около 1 млн. иудеев.

         Главный раввин России – Бэрл Лазар.

         Главный раввин московской хоральной Синагоги – Шаевич Адольф Соломонович.

         Главный раввин г. Москвы, председатель Раввинского Суда Совета еврейской религиозной общины СНГ – Пинхас Гольдшмидт.

         Символы иудаизма:

Один из внешних символов иудаизма с XIX века — шестиконечная Звезда Давида

(слайд 14).

Более древним символом иудаизма является семисвечник (Менора)

(слайд 15),

который, согласно Библии и традиции, стоял в Скинии и Иерусалимском храме. Две расположенные рядом прямоугольные скрижали с закруглённой верхней гранью также являются символом иудаизма, зачастую встречающимся в орнаменте и декорации синагог. Иногда на скрижалях выгравированы 10 заповедей, в полной либо сокращённой форме, либо 10 первых букв еврейского алфавита, служащих для символической нумерации заповедей.

(слайд 16)

v Раз наш разговор о религиях России пошел от менее обширных по численности распространения, перейдем к беседе о самой загадочной и интересной , первой по возникновению религии мира – буддизме. ________________________________, пожалуйста, начни.

 

Буддизм. (слайд 17)

Буддизм (санскр. ,A&M' '0M., buddha dharma IAST; пали ,A&M' '.M., buddha dhamma, «Учение Просветлённого») — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.

(слайд 18)

Буддизм - первая по времени возникновения мировая религия. Другие мировые религии возникли значительно позднее: христианство возникло приблизительно через пятьсот лет после буддизма, а ислам - более чем через тысячу. Мировой религией буддизм считается на том же основании, что и две другие только что названные религии: подобно христианству и исламу буддизм в своем распространении по земному шару решительно переступил этно - конфессиональные и этно - государственные границы, став религией самых различных народов с совершенно разными культурными и религиозными традициями.

Статуя Сиддхартхи Гаутамы в Бодх-Гае, Индия. Бодх-Гая традиционно считают местом его просветления.

v Кто же такой Будда, и каким образом его философия стала одной из религий мир? Предоставляем слово __________________________________________

(слайд 19)

После нескольких лет наблюдения за своим сознанием Будда Шакьямуни пришёл к выводу, что причиной страдания людей являются их собственные действия и прекратить страдания, достичь нирваны, можно практикой самоограничения и медитацией. Будда утверждал, что его Учение не является божественным откровением, а получено им через медитативное созерцание собственного духа и всех вещей. Учение не является догматом, и результаты зависят от самого человека.

За две с половиной тысячи лет в процессе распространения буддизм впитал множество различных верований и обрядовых практик. Одни последователи буддизма делают упор на самопознание через медитацию, другие — на благие деяния, третьи — на поклонение Будде. Различия в идеях и правилах в разных буддийских школах вынуждают «признать „буддизмом“ любое учение, считавшееся буддийским самой традицией». Но все они базируются на следующих доктринах:

  • Четыре Благородные Истины,
  • учение о причинно-зависимом происхождении и карме,
  • доктрина анатмавады (принцип бессущностности, «не-души»)
  • доктрина кшаникавады (учение о мгновенности),
  • буддийская космология.

Последователи буддийского учения полагают, что эти принципы были провозглашены самим Буддой, однако трактовки их могут быть весьма различными.

(слайд 20)

v А вот традиционными районами России, где живут буддисты, являются, прежде всего, Бурятия, Калмыкия, Тыва, Читинская и Иркутская области.

         Сегодня число последователей буддизма в России приближается к 1 млн. человек.

          Прежде всего, это люди, проживающие в традиционных регионах распространения буддизма. Однако в настоящее время последователями буддизма себя считают и другие национальности, населяющие эти республики, главным образом, это касается русских. Буддизм распространён также в Читинской, Иркутской областях, на территории Якутии (Саха).

          Если в традиционных регионах распространения буддизма его последователями являются различные в социальном и возрастном отношении слои населения, то в центральных и северо-западных частях России (нетрадиционных для буддизма), значительное число приверженцев буддизма составляет молодёжь и интеллигенция.

(слайд 21)

          По всей территории России зарегистрировано более 100 буддистских общин. Молодёжь и интеллигенция, главным образом, интересуются буддистской философией и практикой медитации.

v _______________________________, расскажи, пожалуйста, о том, кто является хранителем буддизма и каково его история.

(слайд 22)

        Хранители религии.

Неразрывно с Тибетом связаны понятия гуру и ламы. Гуру и лама - это духовные учителя для тех, кто хочет постичь философию буддизма. "Отношения между гуру и челой (человеком) подобно отношению между отцом и сыном или отцом и дочерью. Фундамент такого отношения между гуру и челой составляет духовная, основанная на выборном родстве, внутренняя встреча двух людей, которая выходит далеко за рамки семейных уз и длится всю жизнь. Эти отношения нельзя ни аннулировать, ни расторгнуть, потому что речь идет не об отношении между учителем и учеником, или о договоре об образовании, а о внутренней связи, которая независимо от волевого решения так же неразрывна, как кровное родство между отцом и сыном, хотя сын уже давно идет своей дорогой", - пишет лама Говинда.

         Председателем центральной буддистской общины РФ является Хамба – лама Дамба Аюшев, Республика Бурятия, Улан-Удэ, Верхняя Берёзовка, Буддистский дацан.

(слайд 23)

История буддизма

Буддизм (ламанизм) распространился в России в 17 в., когда в низовья Волги и в Забайкалье пришли из Джунгарии (Китая) скотоводческие племена бурят и калмыков (Калмыцкое ханство). Исповедовали буддизм и тувинцы.

Во второй половине 18 в. часть калмыков откочевала обратно в Джунгарию, оставшиеся поселились вдоль рек Урал, Терек и Кума. Их буддийская калмыцкая церковь подчинялась государству. В это время у бурят также существовало не менее 17 «ламских капищ» и отправляло культ 150 лам, число которых увеличилось в 19 в. до 285. Шел усиленный ввоз буддийской литературы из Тибета и Китая. Влияние буддизма стало особенно заметным после присоединения в 1914 к России Тувы с 22 монастырями (4 тыс. лам).

После 1917 на буддийское духовенство начались гонения, ламы лишались права на землю, школы и монастыри закрыли, храмы подверглись разграблению, их материальные ценности передавались в музеи. Однако после того как во время Великой Отечественной войны буддисты выступили с патриотических позиций, в 1940-е в СССР было создано «Центральное духовное управление буддистов», ламы были выпущены из тюрем и лагерей, в Туве, Калмыкии и Ленинграде вновь начали действовать буддийские общины.

В январе 2003 в РФ числилось 218 буддийских организаций. В Калмыкии действует Объединение буддистов Калмыкии, в Туве – Управление Камбу-ламы Тувы. Достижения буддийской медицины пропагандируются печатью.

v Священное писание буддистов называется   «Трипитака», что в переводе означает «три корзины», что соответствует разделению священных книг на три раздела. Что это за разделы, и какую информацию они содержат расскажет____________________________________________________

 

 (слайд 24)

 

Трипитака  — свод буддийских священных текстов.

Название питака («корзина») традиционно объясняется тем, что свитки из пальмовых листьев, на которых были написаны тексты, хранились в трёх плетёных корзинах.

Первый раздел содержит тексты, призванные регулировать жизнь  буддийской монашеской общины. В него входят правила поведения монахов и монахинь, а также правила и процедуры, призванные способствовать сохранению гармонии в монашеской общине.

Во втором разделе  большинство сутр повествуют  о жизни Будды.

Третий раздел представляет собой сборник философских трактатов, притч и бесед, а также сборников легенд, содержащих систематизацию учения Будды.

Долгое время Трипитака передавалась устно. Около 80 г до н. э., в связи с угрозой утраты текстов, Трипитака была впервые записана на пальмовых листьях монахами.

В 1871 году был созван буддийский собор, на котором около 2400 монахов путем сверки различных рукописей и переводов создали  текст Трипитаки. После восстановления текста его вырезали на 729 мраморных плитах, для каждой из которых построили отдельный миниатюрный островерхий храм. Так появился знаменитый храмовый комплекс Куто-до Пайя, своеобразный городок-библиотека, хранилище канона, почитаемое сейчас большинством буддистов мира.

 

v Символ религии буддистов – это прежде всего статуя Будды, в основном это сидящий человек, который занимается медитацией, что приводит к спокойствию и уравновешиванию души.

v Но и Колесо Сансары – как символ буддистов – тоже хранит в себе много загадок. _________________________________расскажи, что такое сансара и почему этот предмет является символом буддизма.

 

(слайд 25)

Колесо Сансары представляет собой мирскую жизнь, характеризующуюся чередой перевоплощений в различных планах бытия. Сансара рассматривается как мирское существование, полное страданий и мучений и как таковое нежелательное и заслуживающее того, чтобы от него отречься. Круговорот сансары не знает начала, и душа, попавшая в него, вечно крутится в нём вместе со своей кармой.

Сансара или самсара (санскр. 88>0, saCsra IAST «переход, череда перерождений, жизнь») — круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой, одно из основных понятий в индийской философии: душа, тонущая в «океане сансары», стремится к освобождению (мокше) и избавлению от результатов своих прошлых действий (кармы), которые являются частью «сети сансары».

Существует несколько вариантов объяснения работы кармических реакций в цикле сансары. Согласно некоторым из них, душа (джива) после оставления грубого материального тела переносится тонким телом на небесные или адские планеты или планы бытия (локи) и прибывает там до тех пор, пока не пожнёт определённую часть плодов своей хорошей или плохой кармы. После этого джива рождается заново и оказывается в определённом теле и при определённых обстоятельствах, которые являются результатом остатка её кармы. Теоретически, это делает возможным памятование о прошлой жизни (джатисмара) — способность, которой часто обладают великие святые и которая может быть развита посредством определённых духовных практик. В буддизме, примерами джатисмары являются истории Джатаки, в которых Будда (основатель буддизма Сиддхарта Гаутама) рассказывает о своих прошлых воплощениях.

Концепция цикличного существования сансары преподавалась многими буддийскими учителями. Важными элементами в понимании концепции сансары является знание о шести мирах, осознание цикличности бытия и достижение просветления (состояния Будды).

v На этом мы подводим мини-итог всему сказанному, потому что переходим к разговору о религиях, которые характерны именно для России, которые  являются основными. Это ислам и христианство. Что такое ислам, где появился и кто был основателем сообщит _________________________________________

(слайд 26)

Ислам.  (слайд 27)

Значение слова "ИСЛАМ" в толковом словаре Даля в переводе: ПУТЬ ко спасению. Распространившаяся во многих странах Востока одна из трех мировых религий, возникшая в Аравии в 7 в. н. э. на основе почитания Аллаха как единого Бога. Вероучение ислама. Шиитское направление ислама (признающее право быть имамом только за потомком Мухаммеда). Суннитское направление ислама (признающее право быть имамом не только за потомком Мухаммеда).

(слайд 28)

Ислам -(араб. - букв. - покорность), монотеистическая религия, одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), ее последователи - мусульмане.

Возник в Аравии в 7 в. Основатель - Мухаммед. Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма. В результате арабских завоеваний распространился на Ближнем и Ср. Востоке, позднее в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Вост. Азии, Африки.

Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы - поклонение единому богу - всемогущему Богу-Аллаху и почитание Мухаммеда пророком - посланником Аллаха.

Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь.

Пять основных обязанностей (колонны ислама), предписанных приверженцам ислама:

1) вера в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха (шахада)

2) пятикратное ежедневное совершение молитвы (салат)

3) милостыня в пользу бедных (закат)

4) пост в месяце рамадан (саун)

5) паломничество в Мекку (хадж), совершаемое хотя бы единожды в жизни.

Священное предание - сунна. Основные направления - суннизм и шиизм.

В 10 в. создана система теоретического богословия - калам; правовая система ислама разработана в шариате. В 8-9 вв. возникло мистическое течение - суфизм.

Число последователей ислама оценивается в 880 млн. (1990).

Почти во всех странах с преобладающим мусульманским населением ислам является государственной религией.

Аллах — Бог, Творeц, Создатель и Устроитель всего сущего. Помимо него, согласно мусульманским воззрениям, никто не обладает этими качествами. Согласно Корану, Аллах вечен, не был рожден и не родил. Существование Аллаха является необходимым для мироздания, а его отсутствие — невозможным. Ему, как описано в Коране, нет равных, и в этом выражается его единственность.

         Имя «Аллах» образовано из определённого артикля «Аль-» и слова «Илях» — «Тот, Кому поклоняются», «Достойный поклонения». Арабы, исповедующие другие авраамические религии — например, христиане, используют это слово в молитвах и богослужениях для обращения к Богу. В арабском тексте Библии слово «Бог» переведено как «Аллах» или как «Рабби» (Господь). Имя 'Элах ('Элох, 'Элоах) встречается в Ветхозаветной книге Бытия.

         Обычно, когда речь идет об исламе, для обозначения Бога применяется слово «Аллах», даже в неарабоязычной среде. В доисламской Аравии, у язычников, Аллах считался единственным Творцом, но поклонялись идолам для приближения к Аллаху, приписывая Богу сыновей и дочерей.

Согласно Корану, сущность Аллаха непостижима для человеческого разума. Аллах дал все сущее из ничего и наделил это мерой. Наделил всё алгоритмической составляющей, организовал все процессы и события. Он может управлять всем и изменять в любой момент времени всё, что создал. Аллах с точки зрения всех верующих мусульман единственный творец и повелитель всех форм живого и неживого, всех явлений и законов природы.

         Всё в мироздании с точки зрения Ислама совершается только по воле Аллаха, так как только он обладает абсолютной волей и могуществом и ничто не происходит без его ведома. Согласно взглядам верующих-мусульман Аллах видит и слышит всё непостижимым для человека образом, и невозможно скрыть что-либо от его взора. Кроме Аллаха, с позиции мусульманской веры, других богов не существует, и единственным объектом для служения и поклонения является только он. В Коране высказано, что только служение Аллаху возвышает человека, освобождает его от рабства и преклонения перед различными мифическими образами, силами природы или другими людьми. Все иные культы, суеверия, поклонение стихиям и мифическим персонажам с мусульманской точки зрения — тягчайшие грехи перед Аллахом, которые он прощает лишь при искреннем раскаянии.

Пророк Мухаммад родился в Мекке (Саудовская Аравия) приблизительно в 570 году н. э., в клане Хашим племени Курайш. Отец Мухаммада Абдаллах, торговец, умер до рождения Сына, а мать Мухаммада Амина умерла, когда Ему исполнилось всего лишь шесть лет, оставив Сына сиротой. Мухаммад воспитывался сначала Своим дедушкой Абд аль-Мутталибом, человеком исключительной набожности, а затем - Своим дядей, торговцем Абу Талибом.

v _________________________________________ даст справку из истории распространения ислама, как второй по численности на земле религии.

 

Из истории распространения  религии.

Ислам – вторая по распространенности религия в России. В русских землях его приверженцы появились в 7–8 вв. во время расширения Арабского халифата. С земель Северного Кавказа и Дагестана распространился по Волге, став государственной религией Золотой Орды, Казанского и Астраханского ханств, а позже и народов Сибири и Приуралья. В Российской империи центром ислама была Казань.

Русское правительство издревле поощряло (но не всегда активно и успешно) переход мусульман в православие. В нач. 20 в. мусульманские общины объединяли около 20 млн. человек. После 1917 они получили право культурной, правовой и судебной автономии, но с 1920-х в рамках общей атеизации населения подвергались репрессиям.

В 1943 создано Духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана, однако с течением времени гонения на религию вообще и мусульман в частности привели к появлению в 1990-е движения ваххабитов. Они выступили за очищение ислама от «новшеств», призвав к созданию отдельной исламской территории в России, на которой бы верующие жили по законам шариата и не подчинялись российским властям.

Созданный в 1998 Координационный центр мусульман Северного Кавказа объединил более 2 тыс. общин, в 1999 – принят закон О запрете ваххабистской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан. В 2000 запретили деятельность ваххабитских групп в Чечне, однако они продолжают нелегально существовать за счет зарубежных средств.

В 2003 в России зарегистрировано 3467 мусульманских организаций, около 5 тыс. общин, находящихся на Северном Кавказе, в Дагестане, Оренбургской, Тюменской, Челябинской, Самарской, Ульяновской обл.

(слайд 29)

v Священное сооружение – мечеть.

Мечеть (masjid)— сооружение для совершения коллективной молитвы и других видов поклонения в исламе. Мусульмане посещают мечеть для совершения обязательных ежедневных пятикратных, а также пятничных молитв. Также мечеть может служить местом собрания народа для принятия общих решений и учебным центром. Обычно мечети — это специально выстроенные здания, часто с куполами, минаретами. При единстве функциональных элементов планировка и декорация мечети отражают национальные традиции.

(слайд 30)

v Коран

Коран (Qur’an)— священная книга ислама. Согласно учению большинства суннитов и шиитов-двунадесятников, Коран является прямым, вечным и несотворённым словом Божьим. Коран был ниспослан Богом на Седьмое Небо, а затем ангел Джабраил передавал его по частям пророку Мухаммеду путём Откровения в течение 23 лет его пророческой деятельности. Коран является Аманатом для всех мусульман.

Слово «Коран» происходит от арабского кыраа («чтение вслух, наизусть»). Коран состоит из 114 сур (глав) и около 6600 аятов (стихов). Хронологически выделяют мекканские и мединские суры. В мекканских сурах основное внимание уделяется доктринам пророчества, эсхатологии, духовности, а также этическим проблемам. Важнейшим постулатом и лейтмотивом всего содержания Корана является доктрина Единобожия (таухид). В Откровениях мединского периода больше места отводится социальным, экономическим вопросам, проблемам права, семейным отношениям, повествуется о древних пророках и т.д. Коран был ниспослан не только арабам, но и остальному человечеству — «Мы направили тебя, Мухаммед, посланником только как милость к обитателям всех миров».

Мусульмане считают, что Коран содержит в себе новый Закон Бога, имеющий значительные отличия от предыдущих Законов, что Коран служит средством различения истины, содержащейся в прежних Писаниях, от многочисленных искажений, правок и добавлений.

(слайд 31)

Хранителем религиозный традиций ислама является мулла, а основным символом – полумесяц.

(слайд 32)

          Традиционно ислам исповедуют татары, башкиры, аварцы, чеченцы, лезгины, кабардинцы, даргинцы, карачаевцы, черкесы, кумыки, ингуши, часть осетин. Значительная часть этих народов проживает в своих национально-государственных образованиях, которые являются субъектами РФ: республика Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия, Татарстан, Чечня.

           Председатель Совета Муфтиев России и Духовного управления мусульман европейской части России – Муфтий Равиль Гайнутдин.

          Председатель центрального Духовного управления мусульман России и  Европейских стран СНГ, верховный Муфтий России – Таджутдинов Талгат Сафич.

v На этом мы переходим к беседе о самой многочисленной религии России  - христианство. И расскажут нам о ней ___________________________________________________________________

(слайд 33)

Христианство   (слайд 34)

Христианство (от греч. ΧριστМς — «помазанник», «мессия») — авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Христиане верят, что Иисус из Назарета это Мессия, Сын Божий и Спаситель человечества.

Христианство — крупнейшая мировая религия как по численности приверженцев, которых около 2,1 млрд, так и по географической распространенности — почти в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община.

Христианство возникло в I веке в Палестине, находившейся на тот момент под властью Римской империи, первоначально в среде евреев, но уже в первые десятилетия своего существования получило распространение и в других провинциях и среди других этнических групп. В качестве государственной религии христианство впервые было принято в Великой Армении в 301 году.

Корни христианского вероучения связаны с ветхозаветным иудаизмом. Согласно Священному Писанию, Иисус был обрезан, воспитывался как иудей, соблюдал Тору, посещал синагогу в Шаббат (субботу), соблюдал праздники. Апостолы и другие первые последователи Иисуса были евреи. Уже через 20 лет после основания церкви христианство начало распространяться среди других народов.

По свидетельству новозаветного текста Деяния апостолов, существительное «ΧριστιανοЇ» — христиане, приверженцы (или последователи) Христа, впервые вошло в употребление для обозначения сторонников новой веры в сирийско-эллинистическом г. Антиохия в I веке.

(слайд 35)

Христология — это учение об Иисусе Христе. Ортодоксальная (католики, православные и протестанты) точка зрения утверждает, что Иисус Христос — это Богочеловек — не полубог или герой, но существо, соединяющее в себе во всей полноте как божественную, так и человеческую природу. Вочеловечившийся Сын Божий, единосущный своему Отцу. Арианство считало Иисуса Христа совершенным творением Бога, созданным прежде мира. Несторианство разделяло божественную природу Логоса и человеческую природу Иисуса. Монофизитство, напротив, говорящее о поглощении человеческой природы Иисуса божественной природой Логоса.

(слайд 36)

 «Купола в России кроют чистым золотом, чтобы чаще Господь замечал» (Владимир Высоцкий).

Священное сооружение христианства – церковь, собор, храм.

(слайд 37)

Основные черты христианской религии

         1.Спиритуалистическое единобожие, углублённое учением о троичности Ипостасей в едином существе Божества. Это учение дало и даёт повод к философским и религиозным спекуляциям, обнаруживая глубину своего содержания в течение веков всё с новых и новых сторон (см. Троица)

 2.Понятие о Боге как абсолютно совершенном Духе, не только абсолютном Разуме и Всемогуществе, но и абсолютной Благости и Любви (Бог есть любовь)

         3.Учение об абсолютной ценности человеческой личности как бессмертного, духовного существа, созданного Богом по Своему образу и подобию, и учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу: все равно возлюблены Им, как дети Отцом Небесным, все предназначены к вечному блаженному бытию в соединении с Богом, всем подаются средства к достижению этого предназначения — свободная воля и божественная благодать.

 4.Учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном, всестороннем, духовном усовершенствовании («..будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный»)

 5.Учение о полном господстве духовного начала над материей: Бог — безусловный Владыка материи, как её Творец: человеку им вручено господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение. Таким образом, христианство, дуалистическое в метафизике (так как оно принимает две инородные субстанции — дух и материю), монистично как религия, ибо ставит материю в безусловную зависимость от духа, как творение и среду деятельности духа.

 6.Одинаковая отдалённость как от метафизического и морального материализма, так и от ненависти к материи и материальному миру. Зло считается коренящимся не в материи, а в извращённой свободной воле духовных существ (ангелов и людей), от которых оно переходит на материю («Проклята земля в делах твоих», — говорит Бог Адаму. При творении же всё было «добро зело»).

         7.Учение о воскресении плоти и о блаженстве воскресшей плоти праведников вместе с их душами в просветлённом, вечном, материальном мире

 8.Учение о Богочеловеке — воплотившемся и вочеловечившемся для спасения людей от греха, проклятия и смерти Предвечном Сыне Божием, отождествляемом христианской церковью с её основателем — Иисусом Христом. «Бог вочеловечился, чтобы человек обожился» (св. Афанасий Великий).

         Отсюда можно видеть, что христианство, исповедуя идеализм, уделяет большое внимание и материальному, стремясь к гармонии материи и духа. Оно не отрицает ни одной из сфер жизни, но стремится облагородить их все, считая, однако, лишь средствами к достижению человеком духовного богоподобного совершенства.

         Кроме перечисленных черт, христианской религии свойственны:

 1.Существенная метафизичность её содержания

 2.Для католических церквей Востока и Запада — учение о непогрешимости церкви в вопросах догмата, в силу действующего в ней во все времена Духа Святого.

Библия – священное писание христиан, делится на две части: Ветхий и Новый заветы, которые рассказывают о жизни Иисуса Христа, перечисляют заповеди Божьи, имеют в содержании пророчества и мифы.

(слайд 38)

Символы христианской веры являются:

ü крест

ü иконы

v В заключении разговора о христианстве предлагаю вашему вниманию ролик «Христианское искусство».

 

v А теперь вновь вернемся к цитатам из священных книг религий мира, которые вы могли видеть на слайдах, и проанализируем чем они схожи, а чем различны. (обсуждения учащихся)

 

v На  этом мы переходим к повторению и вспомним о чем шла речь сегодня на классном часе? (о религиях России)

 

v Как называется священная книга исламской религии? (Коран)

 

v Назовите символы православной религии? (Крест, Икона)

 

v Священное сооружение буддистов? (ступа)

 

v Основатель исламской культуры? (Аллах)

 

v Священная книга  иудеев? (Тора)

 

v Иудейский дом молитвы? (Синагога)

 

Спасибо за внимание и подготовку к мероприятию. На этом мы заканчиваем.

Подготовка к ГИА 9 класс. Текст № 3.

Подготовка к ГИА выпускников 9 класса. Комментарии (1)   

Жизнь Михаила Юрьевича Лермонтова была коротка и трагична. Основные ее вехи хорошо известны. Детство поэта, (1) омраченное несложившимися отношениями родителей, (2)ссорой отца с бабушкой, (3) ранней смертью матери, (4) прошло в Тарханах. Болезненный ребенок оставался на попечении бабушки Елизаветы Алексеевны Арсентьевой, (5)которая  нежно любила его, (6) заботилась о  его здоровье и воспитании, (7) возила в Подмосковье и на Кавказские воды. ….

Раскрывая историческую характерность и своеобразие  поздней, (8) зрелой поэзии Лермонтова, (9)Белинский писал, (10) что ее «пафос» заключается в нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности. …

Лирическое «я» раннего Лермонтова предстает в противоречии между героической натурой, (11) жаждущей свободы, (12) активной деятельности, (13) и реальным положением  героя в мире, (14) в обществе, (15) которое не нуждается в его  подвигах.

( В.И. Коровин)

1. В отрывке пронумерованы  знаки препинания. Укажите, какие знаки (выпишите номер(-а))  стоят для обозначения:

а) однородные члены предложения;

б) границ сложноподчиненного предложения;

в) обособленного  определения, выраженного  причастным оборотом;

г) обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом.

2. Выпишите из отрывка слов(-а)

а) правописание НН зависит от того, что слово образовалось от существительного   при помощи суффикса ЕНН;

б)  правописание НН зависит от того, что слово образовалось  от существительного с основой на Н;

в)  правописание приставки зависит от  последующего звука;

г) НН в страдательном причастии с зависимым словом.

3. Определите способ связи слов в словосочетании:

а) возила в Подмосковье;

б) предстает в противоречии;

в) хорошо известны;

г)  реальным положением.

4. Перестой  в  синонимичное словосочетание

а) нежно любила со связью примыкание  в словосочетание со связью управление;

б) в нравственных вопросах со связью согласование  в словосочетание со связью управление;

в) человеческой личности  со связью согласование  в словосочетание со связью управление;

5. Выпишите из предложения грамматическую (-ие) основу (-ы)

Раскрывая историческую характерность и своеобразие  поздней,  зрелой поэзии Лермонтова, Белинский писал,  что ее «пафос» заключается в нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности.

6. Выпишите из предложений обособленное определение, выраженное причастным оборотом.

Жизнь Михаила Юрьевича Лермонтова была коротка и трагична. Основные ее вехи хорошо известны. Детство поэта,  омраченное несложившимися отношениями родителей, ссорой отца с бабушкой,  ранней смертью матери,  прошло в Тарханах. Болезненный ребенок оставался на попечении бабушки Елизаветы Алексеевны Арсентьевой, которая  нежно любила его,  заботилась о  его здоровье и воспитании,  возила в Подмосковье и на Кавказские воды. 

Подготовка к ГИА 9 класс. Текст № 2.

Подготовка к ГИА выпускников 9 класса. Комментарии (1)   

Княжна  Мери видела это лучше меня.

Легче птички она к нему подскочила, (1) нагнулась, (2) подняла стакан и подала ему с телодвижением, (3) исполненным невыразимой прелести;(4) потом ужасно покраснела, (5) оглянулась на галерею и , (5) убедившись, (6) что ее маменька не видала, (7) кажется, (8) тотчас же успокоилась. Когда Грушницкий открыл рот, (9) чтоб поблагодарить ее, (10) она была уже далеко. Через минуту она вышла из галереи с матерью и франтом, (11) но, (12)  проходя мимо Грушницкого, (13)  приняла вид такой чинный и важный,(14) -  даже не обернулась, (15) даже не заметила его страстного взгляда, (16) которым он долго ее провожал, (17) пока, (18) спустившись с горы, (19) она не скрылась за липами бульвара… Но вот ее шляпка мелькнула через улицу;(20) она вбежала в вороты одного из лучших домов Пятигорска.

(М. Лермонтов)

1. В отрывке пронумерованы  знаки препинания. Укажите, какие знаки (выпишите номер(-а))  стоят для обозначения:

а) вводного слова;

б) границ сложноподчиненного предложения;

в) границ сложносочиненного предложения;

г) обособленного обстоятельства;

д) обособленного  определения , выраженного  причастным оборотом;

е) границ бессоюзного сложного предложения;

ж) однородные  члены предложения.

2. Выпишите из отрывка слов(-а)

а)   правописание НН в страдательном причастии зависит от  имеющихся зависимых слов;

б)  с непроизносимым согласным в корне;

в) правописание приставки зависит от последующего согласного;

г) правописание НН  зависит от   количества Н в слове, от которого оно образовалось;

3. Определите способ связи слов в словосочетании:

а) тотчас же успокоилась;

б) вышла из галереи;

в) вид важный.

4. Перестой  в  синонимичное словосочетание страстного взгляда со связью согласование  в словосочетание со связью управление.

5. Выпишите из предложения грамматическую (-ие) основу (-ы)

Легче птички она к нему подскочила,  нагнулась, подняла стакан и подала ему с телодвижением,  исполненным невыразимой прелести; потом ужасно покраснела, оглянулась на галерею и,  убедившись,  что ее маменька не видала,  кажется,  тотчас же успокоилась.

6. Когда Грушницкий открыл рот, чтоб поблагодарить ее,  она была уже далеко.

а) определите способ подчинения  в предложении;

б) определите  вид придаточных

в) начертите  схему предложения.

Подготовка к ГИА 9 класс. текст № 1.

Подготовка к ГИА выпускников 9 класса. Комментарии (1)   

Нынче поутру у колодца только и было толков, (1) что об ночном нападении черкесов. Выпивши положенное число стаканов нарзана, (2) пройдясь раз десять по длинной липовой аллее, (3) я встретил мужа Веры, (4) который только что приехал из Пятигорска. Он взял меня под руку, (5)и мы пошли в ресторацию завтракать;(6) он ужасно беспокоился о жене… Мы уселись завтракать возле двери, (7) ведущей в угловую комнату, (8) где находилось человек десять молодёжи, (9) в числе которых был и Грушницкий. Судьба вторично доставила мне случай подслушать разговор, (10) который должен был решить его участь. Он меня не видел, (11) и, (12) следственно, (13) я не мог  подозревать умысла; но это только увеличивало его вину в моих глазах.

(М. Лермонтов)

1. В отрывке пронумерованы  знаки препинания. Укажите, какие знаки (выпишите номер(-а))  стоят для обозначения:

а) вводного слова;

б) границ сложноподчиненного предложения;

в) границ сложносочиненного предложения;

г) обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом;

д) обособленного  определения , выраженного  причастным оборотом;

е) границ бессоюзного сложного предложения.

2. Выпишите из отрывка слов(-а)

а) правописание НН зависит от того, что слово образовалось от существительного  с основой на Н;

б)  правописание НН в страдательном причастии в значении прилагательного;

в) правописание НН или Н зависит от того, сколько Н было в слове, от которого оно образовалось;

г) правописание приставки зависит от  последующего звука;

д) правописание приставки зависит от значения;

3. Определите способ связи слов в словосочетании:

а) увенчало вину;

б) в моих глазах;

в) вторично доставила.

4. Перестой  в  синонимичное словосочетание

а) пошли завтракать со связью примыкание  в словосочетание со связью управление;

б) по липовой аллее со связью согласование  в словосочетание со связью управление;

в) о ночном нападении  со связью согласование  в словосочетание со связью управление;

г) в угловую комнату со связью согласование  в словосочетание со связью управление.

5. Выпишите из предложения грамматическую (-ие) основу (-ы)

а) Выпивши положенное число стаканов нарзана,  пройдясь раз десять по длинной липовой аллее, я встретил мужа Веры, который только что приехал из Пятигорска

б) Он меня не видел,  и,  следственно,  я не мог  подозревать умысла; но это только увеличивало его вину в моих глазах.

6. Укажите количество грамматических основ в предложении

а) Он взял меня под руку, и мы пошли в ресторацию завтракать; он ужасно беспокоился о жене.

б) Мы уселись завтракать возле двери,  ведущей в угловую комнату,  где находилось человек десять молодёжи,  в числе которых был и Грушницкий.

Администрация сайта не несёт ответственности за размещаемый пользователями контент.