Сообщение на МО учителей русского языка и литературы.

Главная страница. Комментарии (1)   

Министерство образования и науки РФ
Муниципальное общеобразовательное учреждение города Щучье
«Средняя общеобразовательная школа № 4»








Проектная деятельность
на уроках литературы.



подготовил: Пястолова М.В,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 4 г. Щучье








г. Щучье, 2010


Введение.
Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со сто­роны учеников, так как оно: личностно-ориентированное; использу­ет множество дидактических подхо­дов - обучение в деле, совместное учение, мозговой штурм, эвристи­ческое и проблемное обучение; самомотивируемо, то есть происходит возрастание интереса и вовлечен­ности в работу по мере ее выполне­ния; поддерживает педагогические цели на всех уровнях: от знания, применения до оценки; позволяет учиться на собственном опыте в кон­кретном деле; приносит удовлетво­рение ученикам, видящим продукт своего собственного труда.
В.В. Гузеев
  По определению, «проект» - это совокупность определенных дейс­твий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.
  Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.
  Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью. Необходимость технологии – это объективное требование, и поэтому, как правило, каждый учитель со временем её вырабатывает. И здесь можно пойти двумя путями:
1) создать собственную технологию;
2) перенять то, что открыто другими.
  Проектный метод впервые был сформулирован и подробно описан американским педагогом Уильямом Килпатриком в первой четверти XX века. Килпатрик был приверженцем философских концепций Джона Дьюи, который исходил из того, что роль детства не ограничивается подготовкой к будущей взрослой жизни. Детство само по себе – полноценный период человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребёнку в решении его насущных жизненных проблем. Иными словами, школа – это не место подготовки будущих взрослых, а место, где ребёнок живёт и учится жить в сложном окружающем мире, работать и общаться с другими людьми, и, в том числе, приобретать необходимые знания. Чтобы добиться этого, обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте ребёнка.                                                         
 Проект – это буквально “нечто брошенное, пущенное вперед”. В последнее время это слово прочно вошло в нашу жизнь, и ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальной или практической деятельности человека, символизируя новизну и нестандартность подхода в решении задач.      Важнейшим признаком метода проектов, отражающим его сущность, является самостоятельная деятельность обучающихся. Они выступают активными участниками процесса обучения, а не пассивными статистами.                                                                                    Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:
1)   самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
2)  учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
3)   приобретают коммуникативные умения, работая в группах;
4)  развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения экспе­римента, анализа, построения гипотез, обобщения);
5) развивают системное мышление.
Основные требования к использованию проектной деятельности:
1.   Наличие значимой в исследовательском, творческом плане пробле­мы или задачи, требующей поиска для ее решения.
2.   Проблема, затронутая в работе, должна быть, как правило, ориги­нальной (если проблема не оригинальна, то должно быть ориги­нальным ее решение).
3.   В основе деятельности должна быть самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) работа учащихся.
4.   Использование исследовательских методов.
5.   Выполненная работа должна демонстрировать глубину знания ав­тором (авторами) избранной области исследования.
6.   Работа должна соответствовать установленным формальным кри­териям, должна демонстрировать наличие теоретических (практических) достижений автора (авторов).

Глава 1. Организация проектной деятельности на литературы.
1.1.  Алгоритм деятельности учителя и учащихся  в технологии проектного обучения.

Этапы работы
Содержание работы
Деятельность обучающихся
Деятельность учителя

1. Подготовительный
Определение темы и целей проекта
Обсуждение и выбор темы
Предлагает темы проектов


Выделение подтем в теме проекта
Выбор подтемы или предложение новой подтемы
Совместное обсуждение подтем проекта


Формирование творческих групп
Объединение в микрогруппы, распределение обязанностей между членами команды
Организационная работа по объединению школьников в группы


Подготовка материалов к исследовательской работе
Совместная работа по разработке заданий, вопросов для поисковой деятельности, подбор литературы


Установление способов предоставления результатов (формы отчета) и критериев оценки результата и процесса
Обсуждение и корректировка форм предоставления результата и критерий оценивания
Предлагает формы отчета и примерные критерии оценивания

2. Планирование
Определение источников, способов сбора и анализа информации
Корректировка и дополнение предложений учителя
Предлагает основную литературу, способы сбора информации

3.Разработка проекта
Осуществление накопления информации путем работы с литературой, анкетирование, эксперимента и др., ее обобщение
Поисковая деятельность по накоплению, систематизации, обобщению информации
Консультации, координирование работы обучающихся

4. Оформление результатов
Оформление результатов согласно выбранной форме отчета
Оформление результатов согласно выбранной форме отчета
Консультации, координирование работы обучающихся

5. Презентация
Предоставление выполненной работы
Доклад о результатах работы
Организация экспертизы с приглашением педагогов школы, старшеклассников

6. Оценивание
Оценка работ согласно разработанным критериям
Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок
Совместное с экспертной группой оценивание, выявление неиспользованных возможностей, потенциала продолжения работы

   Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы, в первую очередь, имеет следующую цель - повышение практической, навыкообразующей направленности содержания. При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым, лабораторным методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения. Создание проблемно-мотивационной  среды на уроке осуществляется разными формами: беседой, дискуссией, “мозговым штурмом”, самостоятельной работой, организацией “круглого стола”, консультацией, семинаром, лабораторной, групповой работой, ролевыми играми. Русский язык  как учебный предмет – плодотворная почва для проектной деятельности. Учителя часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы.
1.2.Правила успешной проектной деятельности
1.    В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
2.    Команды не соревнуются.
3.    Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
4.    Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
5.    Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.  
6.    Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
1.3. Общие подходы к структурированию проекта:

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
2. Далее необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением.
3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке).
6. Защита проектов, оппонирование.
7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты оценки.
1.4. План действий учащихся в проекте
Каждая группа, участвующая в проекте, получает “План действий учащихся в проекте”, включающий в себя:
1.    Выбор темы проекта (исследования).
2.    Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь?) Записать ответы.
3.    Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему?) Записать ответы.
4.    Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат?) Записать план своих действий, время выполнения каждого шага.
5.    Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).
6.    Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат).
7.    Анализируем результаты. (Сравниваем полученные результаты с данной гипотезой).
8.    Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.
9.    Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.
Эти памятки помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели – созданию проекта.

1.5.     Критерии оценивания работ учащихся

1.  Степень самостоятельности в выполнении различных этапов ра­боты над проектом.
2. Степень включённости в групповую работу и чёткость выполне­ния отведённой роли;
3.   Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;                                                                                         
4.   Количество новой информации, использованной для выпол­нения проекта;
5.   Степень осмысления использованной информации;
6.   Уровень сложности и степень владения использованными ме­тодиками;
7.   Оригинальность идеи, способа решения проблемы;
8.  Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
9.  Уровень организации и проведения презентации: устного сообще­ния, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;
10.  Владение рефлексией;
11.  Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
12.  Социальное и прикладное значение полученных результатов.
Глава 2. Классификация проектов по литературе.
Различают следующие виды проектов:
- по ведущему методу или виду деятельности обучающихся;
- по предметно – содержательной деятельности;
- по характеру координации проекта;
- по количеству участников проекта.
2.1. Характеристика проектов по ведущему методу или виду деятельности
1. Исследовательские проекты полностью подчинены логике, пусть не­большого, но исследования, и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

 Структура исследовательских проектов:
•   аргументация актуальности принятой для исследования темы,
•   определение проблемы исследования, его предмета и объекта,
•   обозначение задач исследования в последовательности приня­той логики,
•   определение методов исследования, источников информации,
•   выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, опреде­ление путей ее решения,
•   обсуждение полученных результатов, постановка выводов, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования.
2. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников.
3. Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении,  ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.
Структура информационного проекта может быть обозначена следующим образом:
· цель проекта,
· предмет информационного поиска,
· источники информации (СМИ, интервью, анкетирование, «мозговая атака»),
· способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы),
· результаты информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео и др.),
· презентация.
4. Практико – ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.
5. Игровые проекты. В таких проектах структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои.
Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь в его конце.
2.2. Виды проектов по предметно – содержательной деятельности:
1) культурологические (реферативные работы);
2) лингвистические (сочинения разных жанров, таблицы, пособия);
2.3. Виды проектов по характеру координации проекта и по количеству участников проекта:
1) с открытой координацией (жесткий), с закрытой координацией (гибкий);
2) личностный, парный, групповой.
Чтобы у учащихся выработать навыки сотрудничества, вовлечь в активный процесс получения и переработки информации,  организуется такое взаимодействие, которое включает в себя связки “ученик - ученик”, “ученик – учитель”, “учитель – ученик”, “ученик – класс”, при помощи методов, фиксирующих внимание на большой группе: опрос, дискуссия, диспут, обзор информации, инсценировки, обсуждения.

Урок-презентация по литературе 11 класс "Творчество поэтов времени "оттепели".

Главная страница. Комментарии (1)   

Урок-презентация по литературе в 11-м классе "Ветер свободы". Творчество поэтов времени "оттепели"

 

Цели: познакомить учащихся с творчеством поэтов времен «оттепели».
Задачи:
·    создать условия для восприятия важного фактического материала о жизни и творчестве поэтов;
·    развивать креативные способности учащихся;
·    воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, магнитофон. 


ХОД УРОКА


Проецируются фотографии поэтов. Звучит аудиозапись песни Б. Окуджавы  «Давайте восклицать».
Вступительное слово учителя. Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Бэла Ахмадулина, Роберт Рождественский, Булат Окуджава – поэты – «шестидесятники». Они начали свой литературный  путь во времена хрущевской «оттепели», которая пришлась на конец 50-х начало 60-х годов. Поэзия этих лет могла ответить на духовные и эстетические запросы читателей и вызывала их живой интерес. Это было связано с начавшимися изменениями в стране в связи с решениями 20 съезда компартии о «культе личности». Люди пытались переосмыслить  прошлое, оценить настоящее, и поэзия  стала кратчайшим путем к сердцу читателя.
Молодые поэты живо откликнулись  на перемены в жизни страны, общества. Их голоса уверенно зазвучали на поэтических вечерах, встречах,  концертах – поэзия становилась трибуной общественного сознания, мнения. Толпы людей стекались на стадионы, в концертные залы, дома культуры, чтобы послушать стихи молодых поэтов, в которых  понимались проблемы активного  отношения к жизни, ее совершенствования,  ответственности перед временем и человеком.
Во время сообщения проецируется презентация об Е. Евтушенко.
Ученик 1. Поэтическим лидером периода «оттепели» стал Евгений Александрович Евтушенко, талантливый поэт, в котором  сочетались артистизм и большая трудоспособность. Тематика его творчества разнообразна, он умел откликнуться на все происходящее в обществе, отозваться на волнующие людей вопросы. Он стал  одним из первых, кто осознал себя поэтом  нового поколения. Детство людей его сверстников прошло в грозные годы войны, и память о Великой Отечественной войне навсегда вошла в его сознание. Это стихотворения «Армия», «Настя Карпова», «Бабий Яр». Глубокая скорбь  звучит в словах поэта:
Чтец.
Над Бабьим Яром шелест диких трав.
Деревья смотрят грозно, по-судейски.
Все молча здесь кричит, и, шапку сняв,
Я чувствую, как медленно седею.
И сам я, как сплошной беззвучный крик,
Над тысячами тысяч погребенных.
Я – каждый здесь расстрелянный старик.
Я – каждый здесь расстрелянный ребенок.
Ничто во мне про это не забудет!
Ученик 2. Стихотворения о войне, но это еще и о  судьбах людей. Так в «Итальянских слезах»  рассказывается о девятнадцатилетнем  русском пареньке Иване, который в тяжелых боях под Смоленском попал в плен и был отправлен в Италию. Подняв восстание, пленные ушли в партизаны и воевали против фашистов до победы. Это было интернациональное братство.
Чтец.
Были там и рабочие парни,
и крестьяне – все дрались на ять.
Был священник – по-ихнему «падре»,
так что бога я стал уважать.
Мы делили затяжки и пули,
и любой сокровенный секрет,
и порою, ей-богу, я путал,
кто был русский в отряде, кто нет.
Чтец. Были общие слезы радости, слезы победы, и, казалось бы, счастливое возвращение на родину, в Россию. Но судьба бывшего военнопленного была  уже решена: снова тюрьма, но уже отечественная.
Гладиолусами нас не встречали,
а встречали, браток, при штыках.
По-немецки овчарки рычали
на отечественных поводках.
Эта трагическая страница нашей истории, вопиющая несправедливость к тем, кто на кровавых дорогах войны угодил в плен.
Чтец.
И куда ты негаданно делась
в нашей собственной кровной стране
партизанская прежняя смелость –
или, может, приснилась во сне?
Ученик 1. Стихотворение проникнуто страстным  чувством интернационализма, верой в  великое братство людей, болью за судьбу  незаслуженно наказанных людей и верой в справедливость.
Тебя помнит Италия, Ваня, и запомнит Россия…
Острые гражданские проблемы поднимает поэт в таких стихотворениях, как «Наследник Сталина», «Хотят ли русские войны?». Эти проблемы были очень актуальны в то время: ведь только прозвучали с трибуны съезда партии слова о культе личности Сталина и его последствии.
И я обращаюсь к правительству нашему
с просьбою: удвоить, утроить у этой плиты караул,
чтоб Сталин не встал и со Сталиным – прошлое.
Ученик 2. В период «холодной войны», когда Европу  пугали опасностью со стороны Советского Союза, появилось стихотворение «Хотят ли русские войны?». Вскоре оно стало песней, даже можно сказать гимном  миру.
Да, мы умеем воевать,
но не хотим, чтобы опять
солдаты падали в бою
на землю горькую свою…
Ученик 1. Поэт часто ездит по стране, наблюдает, старается быть в курсе всех событий. Многое из увиденного вызывает у него, поэта-гражданина, гнев. Так  появляется его знаменитая «Баллада о браконьерстве» в 1963 году, в которой звучит гнев против хищнического  отношения к природе. «Образцовый»  председатель «передовой» рыболовецкой артели уничтожает рыбную молодь ради плана  и наград. Боль слышится и в «Балладе о нерпах», которых убивают  ради экспорта шкурок за валюту.
Нерпы плачут, нерпы плачут
и детей под брюхо прячут…
Нерпы, нерпы, мы вас любим,
но дубинами вас лупим,
ибо требует страна.
Эти же мотивы звучат в стихотворении «Глухариный ток».
Ученик 2. Значительное место в поэзии Евтушенко  занимает тема природы. В ней он находит гармонию, красоту. Не обошел он вниманием и тему поэта и поэзии, причиной этому стала  трагическая судьба крупнейших литераторов старшего поколения: А. Ахматовой, М. Цветаевой, О. Мандельштама, Б. Пастернака, В. Маяковского, С. Есенина.
Чтец.
Поэт в России – больше, чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться
лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,
кому уюта нет, покоя нет.
Эти строчки написаны им в 1964 году. А в своей «Молитве перед поэмой» он обращается к великим русским поэтам за советом и помощью, преклоняясь перед ними за то, что «глаголом жгли сердца людей».
Ученик 1. Тема природы занимает значительное место в лирике Евтушенко, в ней он видит красоту и гармонию. (Стихотворение «Совершенство» 1963 г., «Карликовые березы»). Природу  он воспринимает  всем своим существом, с нею у поэта полный контакт и понимание.
Ученик 2. Немало проникновенных стихов и в интимной лирике. Любовь осознается поэтом как светлое чувство. («Заклинание» 1960 г., «Любимая спи…» 1964 г.).
Чтец.
Любимая, спи…
мы на шаре земном,
свирепо летящем,
грозящем взорваться, –
и надо обняться,
чтоб вниз не сорваться,
а если сорваться –
сорваться вдвоем.
Ученик 1. Лирический герой его поэзии – типичный  герой эпохи 60-х годов, романтик с обостренным отношением к действительности, пытающийся разобраться в жизни и в себе. Характер героя сложный,  противоречивый. Он создал обобщенный  портрет молодого современника «оттепели». В «Прологе» (1955 г.) герой как бы исповедуется.
Чтец.
Я разный –
я натруженный и праздный.
Я целе –
и нецелесообразный.
Я весь несовместимый, неудобный
застенчивый и наглый,
злой и добрый.
Ученик 2. Евтушенко всегда чутко относился  к человеку, его душевному миру, его судьбе. Поэта интересовала повседневная жизнь людей малоприметных, занятых обычным делом.
Я жаден до людей, и жаден все лютей.
Я жаден до портных, министров и уборщиц,
до слез и смеха их, величий и убожеств.
В стихотворении «Людей неинтересных в мире нет… (1961 г.) он сравнивает  судьбу человека с историей планеты, тем самым утверждая ценность и неповторимость каждой человеческой жизни.
И если умирает человек,
с ним умирает первый его снег,
и первый поцелуй, и первый бой…
Все это забирает он с собой.
Против равнодушия к людям направлено  стихотворение «Граждане, послушайте меня…» (1963 г.) «Страшно, если слушать не желают», – с горечью восклицает поэт.
Ученик 1. Героями его стихотворений являются простые люди:  труженики, студенты, охотники, рыбаки, пахари, шоферы, художники, дворники, геологи, солдаты, домохозяйки – словом, вся Россия.
И через все творчество Евтушенко проходит тема родины, России.
А я люблю Россию
всею кровью, хребтом –
ее реки в разливе
и когда подо льдом,
дух ее пятистенок,
дух ее сосняков,
ее Пушкина, Стеньку и ее стариков.
Он верит в бессмертие России, а значит и в свое.
Но надежда моя:
если будет Россия,
значит, буду и я.
Ученик 2. В поэзии Евтушенко преобладали произведения эпических и публицистических жанров: баллада, монолог-исповедь, лирический портрет, зарисовка впечатлений. А также в его стихах нашли  отражение традиции русской классической поэзии. Своими учителями он считал Некрасова, Есенина, Маяковского. Лексика его стихов народно-разговорная, проста, конкретна и достоверна.
Звучит аудиозапись песни «Родина» на стихи Е. Евтушенко, музыка Б. Терентьева. Во время сообщения проецируется презентация об А. Вознесенском.
Учитель. Другим кумиром молодежи эпохи «оттепели» был поэт Андрей Вознесенский. Как и Евтушенко, он стал вождем поэтического авангарда нового времени. В начале 60-х годов у него вышли сборники стихов «Парабола», «Мозаика», «Треугольная  груша», «Антимиры». Появился самобытный поэт, со своим миром, своей системой образов, новым взглядом на проблемы.  Стихи  сразу же привлекли внимание читателей энергичным ритмом, метафорически насыщенным языком, жанровым разнообразием (элегия, баллада, лирический монолог, драматическая поэма, любовная исповедь, диалог, пейзажная картина, сатирический портрет, репортаж). Архитектор по образованию, он и в поэзии мыслил линиями, объемами, плоскостями, это отразилось в совершенстве художественной формы стихов. Он стал зодчим речи.
Ученик 3. Его поэзия, прежде всего, была обращена к интеллектуалам, «физикам и лирикам», людям творческого труда. Но и у широкой публики она имела успех. Поэзия его пронизана гуманизмом, гражданственностью, темпераментом, эмоциональностью, демократизмом самого поэта, сочетанием различных  социально-речевых стилей. Все это привлекало всеобщее внимание.
Лирический герой его обладал высоким  чувством ответственности за все происходящее в мире. Четко просматривается  позиция самого автора, глубокое личностное выражение и в одном произведении могут быть сразу несколько тем. Вот поэтому его творения невозможно распределить по традиционным темам (природа, любовь, история и др.).
Ученик 4. Главное место в творчестве Вознесенского  занимала тема искусства, которое вечно, так как в нем живет характер народа, его идеалы. В поэме «Мастера» (1959 г.) автор делит мир на «художников» (творцов) и «варваров» (разрушителей).
Тему искусства он связывает с темой труда. Только творчество и труд могут спасти человека, вдохновить его.
В «Балладе о работе» поэт обращается к фигуре Петра Великого к тому периоду, когда русский царь жил в Голландии и учился корабельному делу. Работа  простым рабочим возвышает Петра, дает  ему радость.
Чтец.
Бьет пот,
превращающий на века
Художника – в бога, царя – в мужика.
Труду современников посвящен «Репортаж с открытия ГЭС»
И сверкают, как слитки,
Лица крепких ребят
Белозубой улыбкой в миллиард киловатт.
Ученик 3. Вознесенский с завистью мастера всматривается в архитектурные сооружения века.  Аэропорт он называет своим автопортретом. Но в то же время он переживает,  что прогресс безжалостно наступает на природу, истребляет животных, человека превращает в робота. В поэме «Оза» (1964г.) он утверждает:
Все прогрессы – реакционны, если рушится человек.
Конечно, он понимает, что нельзя  исключить из жизни людей новые достижения науки и техники. Он восхищается  «Ночным аэропортом в Нью-Йорке» (1962). Он посетил Америку год назад и был  покорен «ретортой неона», отблесками «дюралевых витражей».
Ученик 4. Большое место в творчестве Вознесенского  занимает тема любви, женской красоты, судьбы. В «Монологе Мерлин Монро» (1963г.) он  не может примириться ни с трагической  гибелью актрисы, ни с продюсерами, делающими на таланте, на искусстве большой бизнес, ни с оскорблением самого имени «женщина», ее чистоты, нежности:
… невыносимо, когда раздеты
во всех афишах во всех газетах,
забыв, что сердце есть посередке,
в тебя завертывают селедки,
лицо измято, глаза разорваны…
Слово «невыносимо» повторяется несколько раз, этим подчеркивается необыкновенная чуткость к страданию, к женской боли, к унижению в женщине человеческого достоинства. В дальнейшем он напишет еще стихотворения, в которых покажет драму женщины, не нашедшей счастья, о драме первой любви («Осень», «Первый лед»). Одно из самых проникновенных произведений  о любви стихотворение «Осень в Сигулде» (1961г.). В лирике Вознесенского любовь это величайшее чудо, слияние мыслей, желаний, душ. Прекрасный женский лик у него связан с  образом России.
Ученик 3. В поэзии Вознесенского много места отводится природе. Его любимое время года – осень. Отношения человека и природы носят драматический характер, потому что, уничтожая  ее, человек подвергает опасности свое будущее, губит и убивает в себе лучшее. Страданием, болью о живом существе пронизано стихотворение «Охота на зайца» (1963)
Он лежал посреди страны,
он лежал, трепыхаясь слева,
словно серое сердце леса, тишины.
Тоску по тишине, как состояние любви, мира, покоя поэт выразил в стихотворении «Тишины!»
Ученик 4. Поэзия Вознесенского метафорична, метафоры, а также сравнения – важные элементы его стихотворений. Метафоры необычны, парадоксальны. Например, в стихотворении «Торгуют арбузами» (1956) есть такие строчки: «И так же весело и свойски, как  те арбузы у ворот, земля мотается в авоське меридианов и широт!».  Или: «Мой кот, как радиоприемник, зеленым глазом ловит мир». («Антимиры», 1961 г.)    Все это порождает и чувства и мысли. Особенно  многозначна метафора в стихотворении «Параболическая баллада» (1959 г.)
Чтец.
Судьба, как ракета, летит по параболе 
обычно – во мраке и реже – по радуге…
Сметая каноны, прогнозы, параграфы,
несутся искусство, любовь и история –
по параболической траектории!
Звучит аудиозапись песни «Севернее всех»  на стихи А. Вознесенского, музыка А. Пахмутовой. Во время сообщения проецируется презентация о Б. Окуджава.
Учитель. К периоду «оттепели» восходит и раннее творчество Булата Окуджавы, работавшего в жанре авторской песни. Его песни разу вошли в жизнь россиян и надолго. Вместе с его песнями появились необычные слова и  словосочетания: «часовые любви», «ситцевые женщины», «мои кредиторы – молчаливые Вера, Надежда, Любовь…». Совершенно непривычно звучало сказанное о недавней войне слово «подлая».
Ах, война, что ты сделала подлая:
Стали тихими наши дворы.
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На дорогах едва помаячили
И ушли – за солдатом солдат…
До свидания, мальчики, мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
Ученик 5. Булату Окуджавы было 18 лет, когда он  ушел на фронт, сам еще в сущности один  из мальчиков, о которых он потом напишет. Он прошел всю войну, был ранен, контужен,  но остался жив, поэтому одной из главных  тем его творчества стала тема войны, подвига советского народа.  Герой его одноименного стихотворения Ленька Королев – вожак арбатских пацанов предвоенного времени, не отличался примерным поведением, но когда пришла беда, когда немцы стояли под Москвой, он, Ленька, по прозвищу Король, «сдвинул шапку, как корону, и ушел на войну».  Ленька погиб, защищая столицу, но память о нем  живет в сердцах арбатских мальчишек.
Ученик 6. А в 70-е годы появилась одна из самых знаменитых его песен – «Мы за ценой не постоим». Эта песня прозвучала в кинофильме «Белорусский вокзал».
Когда-нибудь мы вспомним это,
И не поверится самим,
А нынче нам нужна одна победа.
Одна на всех, мы за ценой не постоим…
Ученик 5. Окуджава жил и работал в Москве, которую  очень любил и посвятил любимому городу  несколько песен. Сам он так говорил: «Мне давно хотелось написать песню о Москве, но не похожую на гимн, а какую-то интимную, выразить мою любовь…»  И он пишет «Полночный троллейбус», а позднее «Арбат, мой Арбат».
Ученик 6. Тема многих его стихов-песен – любовь. Он решил воспеть женщину, как святыню, пасть перед ней на колени. И появилась песня «Ваше Величество женщина».
Звучит песня «Ваше Величество женщина».
Ученик 5. В конце 50х годов были написаны песни о  «комиссарах в пыльных шлемах», это «О чем  ты успел подумать, отец,  расстрелянный мой» и «Песенка о голубом шарике».
Чтец. 
Его расстреляли на майском рассвете,
И вот он уже далеко.
Все те же леса, водопады, дороги и запах акаций острый.  
И кто-то же кричал: «Не убий!» – одинокий…
И в это поверить легко.
Ученик 6. Поэт мечтал написать такую песню «чтобы  друзья, сидевшие за столом, согласно закивали головами…» И в 1962 году появилась такая песня  – «Песенка старого шарманщика», в которой сочетается шутливая  маскарадность с серьезным разговором о судьбе художника.
Ученик 5. Окуджава не мог забыть трагедию своей семьи, его отец, видный партийный работник был арестован в 1937 году и вскоре расстрелян, мать сослана в один из карагандинских лагерей, с ней он встретился через 10 лет, а его тринадцатилетнего подростка,  спрятали родственники, чтобы спасти  от детского дома, куда отправляли детей «врагов народа». Страшное время несправедливых обвинений прошло, но память о нем осталась в стихотворении «Письмо к маме».
Чтец.
Ты сидишь на нарах посреди Москвы,
Голова кружится от слепой тоски,
На окне – намордник, воля – за стеной,
Ниточка порвалась меж тобой и мной.
Ученик 6. Поэт Окуджава писал о простых истинах: о любви, вере, дружбе, братстве, верности, милосердии – и делал это мягко, деликатно, с дружеской улыбкой, а иногда с легкой горечью и грустью. Необычны и привлекательны названия его  песен: «Возьмемся за руки, друзья!», «До свидания, мальчики!», «Давайте понимать друг друга с полуслова!» и др. Все они близки и дороги тем, кто ценит подлинное человеческое общение. Его песни добры, мужественны, красивы.
Звучит аудиозапись песни Б. Окуджавы « Не запирайте вашу дверь». Проецируется фотография поэтов.
Заключительное слово учителя. Наша страна и сегодня переживает ситуацию, во многом напоминающую времена «оттепели». Это сказывается в открытости и свободе, в настроении людей, которые ищут, как и в те годы, справедливость. Читая Евтушенко, Вознесенского, Окуджаву, мы находим у них много созвучного нашим чувствам и мыслям, нашей вере и надежде на лучшее. Критик Акимов пишет в статье «Сто лет русской литературы от «серебряного века» до наших дней»: «Несомненна наивность шестидесятников; корни их неглубоки и питались нередко от утопических иллюзий минувшей эпохи. Но неоспорима историческая заслуга этого поколения перед культурой: это было  первое поколение в  истории России,  которое во всеуслышание заявило о  ценностях внутренней свободы  личности, о праве на искренность, праве на себя».
Литература:
Алексеева Л. Поколение оттепели. Издательство: Захаров. 2006.
Дериглазова Р.Х. Поэзия «новой волны». Новосибирск: НГУ 1991.
Евтушенко Е.А. Антология русской поэзии. Минск: Полифакт. 1995.

Шаблоны и мини-инструкции по написанию часть С ЕГЭ.

Главная страница. Комментарии (287)   

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ.
Вступление .Во вступлении должен прозвучать К1 – формулировка проблемы исходного текста. Начать сочинение можно с красивой цитаты, взятой из текста, с риторических вопросов, связанных с темой данного текста, со своего размышления. А потом отметить, что вот об этом и размышляет (рассуждает) автор (Ф.И.О.) в своем тексте. Это свяжет вступление с основной частью.
Основная часть. а) В основной част должен прозвучать К2 – комментарий проблемы. Если сделать это трудно самому, то посмотри, как об этом говорит автор. Для этого еще раз прочти текст и прокомментируй проблему в 2-3 предложениях, обратив внимание на абзацы, выделив в них микротемы: найди и выбери главное слово, словосочетание, предложение, подтверждающее основную мысль текста, раскрывающие проблему. б) Четко изложи позицию автора текста, его мнение по данной проблеме (найди предложение – вывод, к которому приходит, рассуждая, автор) – это ты раскроешь уже К3. в) далее надо отработать К4 – изложение собственного мнения. В сочинении уже изложена точка зрения автора – вырази теперь свое согласие (несогласие) с его позицией. Попробуй четко изложить собственное мнение. Постарайся подобрать 2 аргумента – доказательства твоей правоты ( жизненный опыт, статья в газете или журнале, художественная литература, пословицы и поговорки, пример из жизни писателей, поэтов, ученых, политиков, видных государственных деятелей, теле- или радиопередач).
3. Заключение. Опять вернись к проблеме и назови ее, сделай вывод в 1-2 предложениях.
Алгоритм работы над сочинением.
1 абзац. Ищем проблему, прописываем ее. Задаем к ней вопрос.
2 абзац. Комментируем проблему с отрицательной стороны.
    И что в итоге? (Что ждет в будущем?) Мы будем… (=отвечаем на вопросы). Разве этого мы хотим? Разумеется, нет! Поэтому мы должны, как справедливо заметил … , следить… .
3 абзац. Отвечаем на вопрос «Что думает по этому поводу автор?».
Далее личностная позиция, аргументы и вывод.

Шаблон 1.
1. (ФИО автора) ставит очень важную проблему –  проблему…
      Основная проблема, поставленная (ФИО автора в Т. падеже), связана с…. …                                                                                                           Что такое … ? Вот проблема, которую поднимает…   (формулировку проблемы можно найти в задании А29, 30)                                                                                                                                                          
2. Комментарий проблемы (= краткий пересказ, цитирование). (комментарий можно найти в задании В8)
3. Позиция автора  данного текста (позитивная, негативная, нейтральная, двоякая).   Он считает, что…
4.   Я согласен с … ( в том, что…).
1. Во-первых, потому что …
    Во-вторых,…
2. Доказательства этой мысли можно найти как в художественной литературе, так и в жизни.
3 В качестве доказательства можно привести следующие аргументы.    
4. В качестве доказательства могу сказать следующее.                       

5. Доказать это можно так.                                                              

6.Краткий вывод.
Шаблон 2.
    Проблем в современном мире очень много. Одна из них – проблема… . Именно этот вопрос, который не может не волновать современного человека, затрагивает …. . Следует отметить, что данная проблема существует давно, но актуальна и в наши дни. И меня, жителя современного общества, этот вопрос не может не волновать.
    Автор предстает передо мною умелым писателем. Его речь проста и доступна, рассуждения понятны. … (фамилия, имя, отчество) размышляет (рассказывает) о …(=пересказ). Он считает, что мы должны… .
    С мнением автора трудно не согласиться. Я полностью разделяю его точку зрения. А подтвердить обоснованность утверждения могу литературными произведениями. …
     В жизни эта проблема коснулась и меня лично. …
    Я искренне благодарна автору за то, что он еще раз заставил меня задуматься над этим вопросом.
Шаблон 3.
Проблем в современном мире очень много. Одна из них - ….  .Именно эту проблему, которая не может не волновать современного человека, затрагивает (автор текста) в своём тексте. . (можно найти в задании А28, 29, 30)

Комментарий проблемы
(Ф.И. автора) размышляет о…. Он считает, что (можно цитировать и списывать точку зрения из А28, В8).
С мнением автора трудно не согласиться. Я полностью разделяю его точку зрения. (Общеизвестно…, Действительно…) или (Во-первых,…  Во-вторых,…), (Я думаю,…Мне кажется,…) Привести  2 аргумента.
(Ф.И. автора) в своём тексте поднял(а), несомненно , важную проблему - …  .Я искренне благодарен автору за то, что он еще раз заставил меня задуматься над этим(и) вопросом(амии)



Формулировки проблем.
1.Роль (чего-то или кого-то) в жизни человека.
2.Проблема влияния (чего-то или кого-то) на человека.
3.Проблема предназначения (чего-то или кого-то).
4.Проблема (чего-то или кого-то) в нашей стране.
5.Проблема вытеснения (чего-то) (чем-то).
6.Проблема взаимоотношений поколений («отцов и детей»).
7.Проблема памяти (о ком-то или о чем-либо).
8.Проблема нравственного выбора.
9.Проблема гуманного отношения к людям, нуждающимся в помощи.
10.Проблема человеческой отзывчивости, взаимопомощи.
11.Проблема нравственного долга.
12.Проблема защиты и сохранения природы.
13.Проблема сохранения и развития русского языка.
14.Проблема чинопочитания и угодливости.
15.Проблема семейных (родственных) отношений.
16.Проблема исторической памяти.
17.Проблема коммерциализации культуры…

Программа по факультативу "Культура речи" 10 класс.

Главная страница. Комментарии (3)   

Министерство образования и науки РФ
Муниципальное общеобразовательное учреждение города Щучье
«Средняя общеобразовательная школа № 4»




                                                                                                                                  Программа утверждена
Рассмотрено  на МС                                                                                               «___» ________ 2009 года
Пр.№_____ от «__» ___ 2009 года                                                                        директор муниципального
                                                                                                                                  общеобразовательного учреждения
                                                                                                                                   города Щучье
                                                                                                                                   «Средняя общеобразовательная школа № 4»
                                                                                                                            Кузьмина Т.А._____________________










Рабочая программа
факультатива
«Культура речи»
10 класс













Г. Щучье, 2009


Компоненты рабочей учебной
 программы



пояснительная записка
требования к уровню подготовки
учебно-тематическое планирование
содержание тем учебного курса
контроль уровня обученности
перечень литературы и средств обучения




Пояснительная записка

    Рабочая программа факультатива «Культура речи 10 класс» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и примерной программы по русскому языку, на основе авторской программы, разработанной Шаврина О.Г.
    Данный учебный предмет имеет своей целью:
·    воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
·    совершенствование речемыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся: развитие готовности и способности к речевому воздействию и взаимопониманию, потребности к речевому совершенствованию;
·    освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; о русском речевом этикете;
·    формирование знаний о русском языке, умений его опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Изучение факультатива «Культура речи» в старших классах способствует решению следующих задач:
закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;
совершенствовать орфографическую и пунктуационную зоркость учащихся;
закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствовать в то же время навыки конструирования текстов;
 дать общие сведения о языке в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования;
обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;
обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках литературы, полноценное восприятие учащимися содержания литературного произведения через художественно-языковую форму;
способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.
Факультатив  изучается и в 10 классе, состоит из 34 часов, в том числе на практические занятия.
При проведении занятий  используются беседы, практикумы,  работа в группах, индивидуальная работа и индивидуальный опрос, составление таблиц и кроссвордов и т. д.
Программа содержит:
- отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий в области культуры речи, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества;
- сведения о графике, орфографии, пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.
    Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.
Итоговый контроль проводится в форме диктанта. Материалы контроля представлены в приложении.
В результате изучения данного предмета учащийся должен:
*свободно пользоваться русским языком во всех общественных сферах его употребления;
*знать перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;
*уметь выполнять перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности.
Материалы контроля предоставлены в приложении.
Межпредметные связи на уроках русского языка. В школе учащиеся изучают в основном русский литературный язык, поэтому наиболее тесные и органичные связи русского языка как предмета осуществляются с литературой. При обучении русскому языку широко используются художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употребление отдельных слов, грамматических форм, разнообразных синтаксических конструкций, средств связи предложений и частей текста, а также отдельные типы речи (повествование, описание, рассуждение). Связь русского языка и литературы закреплена программой развития речи, которая предусматриваем общие для этих предметов виды работ (обучение изложению, пересказу, сочинению и т.д.).
Одинаковые лингвистические понятия имеют место в курсе изучаемых иностранных языков (подлежащее, сказуемое, член предложения и т.д.). Близкие понятия содержатся в курсе литературы, изобразительного искусства (антоним, антитеза, контраст, изобразительное средство и т.д.); на уроках истории учащиеся знакомятся  с архаизмами, историзмами, заимствованными словами, широко вводят в их речь; при изучении географии – с вопросами народонаследия и  языковыми группами; на уроках биологии – с вопросами мышления и  речи; при занятиях музыкой – со звуком, тембром, интонацией.
Используя репродукции картин известных художников на уроках русского языка, учитель опирается на те знания, которые приобрели школьники на уроках изобразительного искусства. Обучая детей писать сочинение по картине, учитель русского языка способствует эстетическому воспитанию учащихся, учит их ценить правдивое изображение жизни, выявлять идейный замысел художника, понимать язык этого искусства. При этом школьники учатся находить словесный эквивалент зрительным образам, цветовой гамме изображаемого.
Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание учащимися изучаемого материала и более высокий уровень владения навыками русского языка.

Требования к уровню подготовки


    По окончании 10 класса учащиеся должны:
иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о текста и стилях речи;
владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров;
уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном – в устной и письменной формах;
выявлять подтекст;
владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах;
уметь составлять план, тезисы, конспект художественного, публицистического, научно-популярного текста, устного сообщения, делать необходимые выписки;
пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно-популярного высказывания, правильно употреблять термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную четкость высказывания;
пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя;
составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нем положения;
участвовать в диспуте, дискуссии;
иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязях с другими языками.


Учебно-тематическое планирование
    

 
№ п/п    Раздел    общее количество
часов    из них на практические занятия       
1.    Культура речи как научная дисциплина.    1    -       
2.    Национальный язык и его основные разновидности.    2    -       
3.    Нормативный, коммуникативный, этический аспекты культуры речи.    2    -       
4.    Качество хорошей речи.    1    -       
5.    Понятие нормы. Динамический характер нормы. Нормы кодифицированного литературного языка и разговорной речи.    2    -       
6.    
Орфоэпические нормы русского языка.    4    2       
7.    Акцентологические нормы русского языка.    5    3       
8.    Морфологические нормы русского языка.    4    3       
9.    Синтаксические нормы русского языка.
    6    3       
10.    Лексические нормы русского языка.
    5    3       
11.    Словари русского языка.    2
        
                                                            Итого                34                                          14

Содержание тем факультатива

Культура речи как научная дисциплина. (1 ч.)
Что изучает культура речи, как возникла эта научная дисциплина.


Национальный язык и его основные разновидности.
Нормативный, коммуникативный, этический аспекты культуры речи.
Качество хорошей речи.(3 ч.)
Основные аспекты культуры речи. Качества хорошей речи.

Понятие нормы. Динамический характер нормы. Нормы кодифицированного литературного языка и разговорной речи. (2 ч.)
Норма литературного языка Динамический характер нормы. Две разновидности литературного языка, используемые при общении. Вариант нормы. Речевая ошибка. Причина появления речевых ошибок.

Орфоэпические нормы русского языка.(4 ч.)
Что такое орфоэпия. Основные нормы произношения гласных и согласных звуков в литературном языке. Старомосковское произношение. Формирование старомосковского произношения. Разновидности национального языка, влияющие на появление ошибок в произношении. Основные типы интонационных конструкций, используемые в русском языке.

Акцентологические нормы русского языка.(5 ч.)
Характер русского ударения. Причина появления ошибок в постановке ударения. Акцентологические типы склонения существительных. Особенности постановки ударения в глаголах. Активные тенденции развития ударения в современном русском языке.

Морфологические нормы русского языка.(4 ч.)
Морфологические нормы русского языка. Причина вариантности морфологические нормы русского языка. Основные типы речевых ошибок в области морфологии. Главные трудности в употреблении существительных в русском языке. Основные ошибки в употреблении глаголов.

Синтаксические нормы русского языка.(6 ч.)
Основные языковые единицы изучаемые синтаксисом. Причины появления синтаксических ошибок. Основные ошибки в построении словосочетаний. Основные ошибки в построении предложений. Ошибки, приводящие к  искажению смысла предложения.


Лексические нормы русского языка.(5 ч.)
Что изучает лексика русского языка. Основные группы слов с точки  зрения происхождения лексики. Основные группы слов с точки  зрения активного запаса лексики. Основные группы ограниченного употребления. Стилистическая окрашенность слов. Синонимы, антонимы, паронимы. Фразеология. Происхождение крылатых слов. Ошибки в лексическом употреблении слов и фразеологизмов.
Словари русского языка.(2 ч.)
Словари русского языка. Знакомство и практическая работа.



Контроль уровня обученности

Контроль за результатами обучения осуществляется по трем направлениям:
учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;
учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;
  учитываются способности учащегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.

                   Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.



Перечень литературы и средств обучения

Шаврина О.Г. Культура речи. Нормы современного русского языка./ учебно-методическое пособие. ИПКиПРО Курганской области. – Курган, 2006.
Смирнова Л.Г. Культура русской речи: учебное пособие. – М.: ООО «ТИД РУССКОЕ СЛОВО – РС», 2005.

Уважаемый гость!

Главная страница. Комментарии (1)   

Уважаемый гость!  Сайт находится в разработке. Немного терпения и здесь появится масса полезной информации! С искренними извинениями администрация!

Администрация сайта не несёт ответственности за размещаемый пользователями контент.